Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2008-2009 ГОДЫ"

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Главной целью создания мировой юстиции является облегчение для граждан доступа к правосудию, максимальное приближение суда к населению, снижение нагрузки на федеральных судей. Однако реализация указанной цели осуществляется не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в регионах.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Республике Алтай создано 9 судебных участков, на сегодняшний день назначено 9 мировых судей.

За 2006 год мировыми судьями было рассмотрено 12 266 дел, из них: 5003 гражданских, 769 уголовных, 6494 административных дела.

Основная причина трудностей, возникающих при создании мировой юстиции в Республике Алтай - недостаточное материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и работников их аппаратов, отсутствие надлежащим образом оборудованных помещений.

Недостаток финансирования не позволяет использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, отсутствие на судебных участках автоматизированных рабочих мест лишает мировых судей возможностей оперативного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности мировых судей. Кроме того, в районах, где главами муниципальных образований помещения для судебных участков по тем или иным обстоятельствам не выделялись, а мировые судьи были назначены на первом этапе, принимались решения о временном нахождении их в здании районных судов и других организаций.

Размещение судебных участков в помещениях, не находящихся в государственной собственности, приводит к несоблюдению принципа независимости судебной власти. Многие судебные участки расположены в ветхих, аварийно-опасных строениях, совершенно не приспособленных для отправления правосудия, в которых отсутствует самое необходимое - пожарная и охранная сигнализация, помещения для архивов. Имеющиеся помещения не представляется возможным оснастить современным оборудованием, мебелью и оргтехникой, информационными системами.

Во избежание порчи, утраты имущества и необоснованных затрат на его восстановление необходимо оснастить судебные участки охранной и противопожарной сигнализацией, металлообнаружителями и металлическими решетками на окнах первых этажей, а в некоторых случаях - и на окнах верхних этажей.

Современные технологии и высокая нагрузка требуют обеспечить мировых судей компьютерами из расчета 4 компьютера на один судебный участок и другой необходимой оргтехникой, поэтому в период действия Программы планируется компьютеризировать все судебные участки мировых судей Республики Алтай, так как отсутствие необходимой материальной базы не позволяет использовать современные информационные технологии, применяемые в судопроизводстве.

Крайне необходимо создание для мировых судей и работников их аппаратов компьютерных автоматизированных рабочих мест, локальных вычислительных сетей доступа к информационно-правовым ресурсам.

Анализ деятельности мировых судей Республики Алтай в 2002-2006 годах показал, что нагрузка на них ежегодно возрастает в среднем более чем на 15 процентов. При этом повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Все это обуславливает повышенные требования к уровню профессиональной подготовки мировых судей и работников их аппаратов.

В условиях постоянного роста нагрузки эффективность деятельности мировых судей во многом зависит от качества работы их аппаратов. Существующая структура аппаратов мировых судей недостаточно гибка и практически не имеет резервов для совершенствования методов работы. В настоящее время мировые судьи испытывают острый недостаток работников для организации работы архивов и судебной статистики, отсутствуют заведующие канцеляриями. Необходимо создать структуру аппаратов мировых судей, аналогичную структуре аппаратов федеральных районных (городских) судов, поскольку она обоснована многолетней практикой их работы.