Недействующий

ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 ноября 2007 года N 795-зс

Об Областной целевой программе "Защита прав потребителей в Ростовской области" на 2008-2010 годы

Принят

Законодательным Собранием

30 октября 2007 года

(Изменения и дополнения:

Областной закон от 06.10.2008 N 96-ЗС, НГР:ru61000200800365;

Областной закон от 23.12.2008 N 164-ЗС, НГР:ru61000200800489).

(Действие приостановлено:

Областной закон от 25.12.2008 N 183-ЗС, НГР:ru61000200800508).

Статья 1


Утвердить Областную целевую программу "Защита прав потребителей в Ростовской области" на 2008-2010 годы (прилагается).

Статья 2


Администрации Ростовской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать финансирование Областной целевой программы "Защита прав потребителей в Ростовской области" на 2008-2010 годы.

Установить, что в ходе реализации Областной целевой программы "Защита прав потребителей в Ростовской области" на 2008-2010 годы мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.

Статья 3


Настоящий Областной закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Глава Администрации

(Губернатор) Ростовской области

В. ЧУБ

г. Ростов-на-Дону

16 ноября 2007 года

N 795-ЗС

Приложение

к Областному закону "Об Областной целевой

программе "Защита прав потребителей в Ростовской

области" на 2008-2010 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008-2010 ГОДЫ

РАЗДЕЛ I

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008-2010 ГОДЫ


Наименование Программы

Областная целевая программа "Защита прав потребителей в Ростовской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Администрации Ростовской области
 от 5 октября 2007 года N 338 "О разработке областной целевой программы "Защита прав потребителе й в Ростовской области" на 2008-2010 годы"

Государственный
 заказчик Программы

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области

Разработчик Программы

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области

Основная цель
 Программы

Создание в Ростовской области условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей

Основные задачи Программы

Формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Ростовской области.

Содействие повышению правовой грамотности и информированности населения Ростовской области в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения.

Повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Ростовской области.

Обеспечение защиты населения Ростовской области от недоброкачественных товаров (работ, услуг), в том числе посредством проведения сравнительных исследований и независимых потребительских экспертиз.

Содействие органам местного самоуправления в Ростовской области в решении задач по защите прав потребителей.

Стимулирование повышения качества продукции, товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Ростовской области.

Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе защиты прав потребителей.

Поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Ростовской области

Сроки реализации Программы

2008-2010 годы

Перечень основных разделов мероприятий Программы

Нормативно-правовое и организационное обеспечение.
 Просвещение и информирование потребителей.
 Профилактика и пресечение правонарушений в сфере защиты прав потребителей.
 Абзац четвертый утратил силу - Областной закон от 06.10.2008 N 96-ЗС, НГР:ru61000200800365 .
 Кадровое обеспечение защиты прав потребителей

Основной исполнитель Программы

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (далее - Минэкономики области)

Соисполнители
 Программы

Министерство энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области (далее - Минпромэнерго РО).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - Минсельхозпрод РО).

Министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области (далее - Минстрой РО).

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - Минобразования РО).

Министерство здравоохранения Ростовской области (далее - Минздрав РО).

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по РО) - по согласованию.

Главное управление внутренних дел Ростовской области (далее - ГУВД РО) - по согласованию.

Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Ростехрегулирования) - по согласованию.

ФГУ "Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (далее - ФГУ Ростовский ЦСМ) - по согласованию.

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" (далее - Центр гигиены и эпидемиологии
 РО) - по согласованию.

Управление федеральной службы по ветеринарному
 и фитосанитарному надзору по Ростовской области
 (далее - Россельхознадзор по РО) - по согласованию

Участники
 Программы

Органы местного самоуправления в Ростовской области в случае принятия их представительными органами соответствующих решений (далее - органы местного самоуправления).

Профессиональные образовательные учреждения.
 Общественные организации.

Средства массовой информации (далее - СМИ).

Другие организации, осуществляющие защиту прав потребителей

Финансирование Программы

Общий объем финансирования Программы составит 29097,2 тыс. рублей из средств областного бюджета, в том числе по годам:
 (в редакции Областного закона от 23.12.2008 N 164-ЗС, НГР:ru61000200800489 ).

2008 год - 9097,2 тыс. рублей
 2009 год - 10000,0 тыс. рублей
 2010 год - 10000,0 тыс. рублей.
 (в редакции Областного закона от 23.12.2008 N 164-ЗС, НГР:ru61000200800489 ).

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.

Для финансирования мероприятий Программы возможно привлечение средств местных бюджетов (объемы и направления финансирования мероприятий Программы определяются соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований), а также внебюджетных средств

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Уменьшение количества нарушений законодательства Российской Федерации в сфере потребительского рынка, связанных с незнанием предпринимателями, производителями, потребителями требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Ростовской области, на 10 процентов.

Увеличение доли потребительских споров, разрешаемых в досудебном порядке, на 20 процентов.

Повышение уровня правовой грамотности, информированности потребителей о потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в том числе об изменениях в реформируемых секторах потребительского рынка (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, медицинские услуги и др.).

Повышение уровня доступности информации о товарах (работах, услугах), необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав.

Стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Ростовской области.

Повышение уровня доступности и оперативности защиты нарушенных прав потребителей.

Повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций потребителей

Механизм реализации Программы

Размещение средств областного бюджета, направленных на реализацию программных мероприятий, осуществляется по основным разделам мероприятий Программы в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства

Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией

Координацию деятельности исполнителей, соисполнителей и участников Программы осуществляет Минэкономики области.

Контроль за ходом реализации Программы осу-ществляют Законодательное Собрание Ростовской области, Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с
 их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством

РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТ И ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Создание условий для обеспечения и защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики государства.

Для проведения эффективной работы по защите прав потребителей необходимо учитывать изменения на рынке товаров (работ, услуг). В настоящее время характерными особенностями потребительской сферы Ростовской области являются ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения, насыщение рынка товаров (работ, услуг), увеличение доли отечественных производителей товаров (работ, услуг).

Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.

Анализ ситуации в Ростовской области показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей не снижается. Так, в 2006 году и первом полугодии 2007 года только Управлением Роспотребнадзора было рассмотрено более 1200 письменных обращений граждан и 11240 дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей").

Защиту прав потребителей обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей.

Анализ деятельности органов местного самоуправления в Ростовской области показывает, что за последние годы количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, значительно сократилось.

В большинстве муниципальных образований в Ростовской области не созданы межведомственные комиссии (координационные советы) по защите прав потребителей и не реализуются функции, предусмотренные статьей 44 Закона РФ "О защите прав потребителей", в части обращения в суды в защиту неопределенного круга потребителей и пр.

Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.

Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан. Общественные организации потребителей создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные, и др.), так и по виду потребляемых товаров (работ, услуг).

В Ростовской области по информации, представленной органами юстиции, зарегистрировано 20 общественных организаций потребителей, однако фактически работают лишь 9. Действующих организаций потребителей явно недостаточно для оказания информационно-правовой помощи гражданам.

Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Ростовской области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.

Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, изготовителями, предпринимателями, работающими на потребительском рынке.

Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего это включает в себя проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д. Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь это касается реформируемых секторов потребительского рынка - жилищно-коммунального хозяйства, медицины, сферы образования и других, поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности граждан-потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.

Работа с предпринимателями (изготовителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена в первую очередь на информирование предпринимателей о нормах законодательства Российской Федерации и Ростовской области, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.

Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан (фальсификации лекарственных средств, незаконный оборот алкогольной продукции и т.д.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»