Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 24.11.2011)


Рисунок 3.6. Структура пассажирооборота автотранспорта Ростовской области по видам сообщения в 2007-2009 годах <1>*

     ________________

<1> По данным министерства транспорта Ростовской области, июнь 2011 года.

     * Рисунок 3.6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Основными проблемами развития автомобильного транспорта Ростовской области являются:

отсутствие современных автоматизированных систем управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях;

высокий уровень аварийности в крупных городах и на автомобильных магистралях;

сверхнормативный износ парка городских и пригородных автобусов;

необеспеченность спроса на качественные пассажирские перевозки пассажирским транспортом в городах и пригородных зонах;

несовершенство законодательной и нормативной правовой базы для создания конкурентных условий функционирования отечественных автоперевозчиков на рынке международных грузовых перевозок.

Железнодорожный транспорт

Общая эксплуатационная длина железных дорог на территории Ростовской области составляет 1841 км, густота железнодорожной сети - 18,2 км на 1000 кв. км. Около трети объема перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом в ЮФО приходится на Ростовскую область. Отправление грузов по Ростовской области в предкризисные 2003-2008 годы выросло с 20,7 млн. тонн до 27,7 млн. тонн в год. Среднегодовой рост выгрузки грузов по станциям Ростовской области в предкризисные 2003-2008 годы составил 4,2 процента (с 17,4 млн. тонн до 21,1 млн. тонн). Существующая железнодорожная инфраструктура в целом обеспечивает современные потребности населения и предприятий в перевозке грузов и пассажиров. В то же время износ основных фондов на железнодорожном транспорте Ростовской области составляет более 32 процентов, что выше среднероссийского, равного 29,1 процента.

К основным проблемам железнодорожного транспорта в регионе относятся:

недостаточная пропускная способность Ростовского железнодорожного узла;

спад объемов пригородных пассажирских перевозок;

недостаточное использование потенциала промышленного железнодорожного транспорта в городах;

низкая конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг;

дефицит современных транспортно-логистических центров и мощностей терминально-складского хозяйства;

высокий уровень износа основных фондов;

незавершенный процесс структурного реформирования отрасли.

Водный (морской и речной) транспорт

Морской и речной транспорт Ростовской области играют важную роль в транспортной системе региона, а также в обеспечении внутрироссийских и международных транспортно-экономических связей. Роль водно-транспортной инфраструктуры Ростовской области повышается в связи с развитием системы международных транспортных коридоров: МТК N 7 (Дунай - Дон - Волга) и пересекающих его МТК "Север - Юг" и ответвления Транссиба к южным портам России. Приоритетное развитие международного судоходства в Азово-Донском бассейне связано с дальнейшим увеличением перевозок судами класса "река-море" грузоподъемностью до 5000 тонн между центром страны, прикаспийскими странами и странами Средиземноморского бассейна.

На территории Ростовской области расположены два речных порта: Усть-Донецкий и Волгодонской, а также три морских порта: Ростовский, Таганрогский и Азовский, которые имеют статус международных и работают в режиме круглогодичной навигации. Речные порты Усть-Донецка, Волгодонска и портопункты по рекам Дон, Северский Донец и Маныч работают в навигационный период продолжительностью около 9 месяцев. Общая мощность портов - 25 млн. тонн в год.

Пропускная способность Волго-Донского судоходного канала составляет около 25 млн. тонн/год. В настоящее время через канал пропускается ежегодно 8-9 млн. тонн. Грузооборот портов и транзитного судоходства по реке Дон составляет 21-22 млн. тонн/год и продолжает увеличиваться. Транзитное судоходство за десятилетний период увеличилось в 3 раза. Значительная часть внешнеторговых грузов направляется в Турцию, Италию, Грецию, Румынию и другие страны Черного и Средиземного морей. Протяженность судоходных путей (каналов) в Ростовской области составляет: по реке Дон - 356 км, по Азово-Донскому морскому каналу - 37,3 км, Таганрогскому подходному каналу - 19 км, по реке Северский Донец - 206 км, по реке Маныч - 179 км. Общая протяженность водных путей в границах Ростовской области составляет 1000,3 км.

К числу основных проблем водного и морского транспорта относятся:

малые глубины судоходных путей, не позволяющие заходить в порты Ростовской области морским судам грузоподъемностью более 3-5 тыс. тонн;

высокий износ гидротехнических сооружений Волго-Донского канала и водных путей по рекам Дон, Северский Донец и Маныч;

несоответствие специализации и оснащенности морских и речных портов структуре и объемам существующих и перспективных внешнеторговых грузопотоков (нефтепродукты, химические грузы наливом и насыпью и другие грузы), что исключает возможность их перевалки через порты Ростовской области;