СТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПО ТИПАМ ПОКРЫТИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ <1>
┌═══════════════════┬════════════════════════════════════════════════════‰
│ Наименование │ Протяженность, км │
│ показателей ├══════┬═════════════════════════════════════════════┤
│ │всего │ в том числе по типам покрытий │
│ │ ├══════════════════════════════┬══════┬═══════┤
│ │ │ усовершенствованные │пере- │низшего│
│ │ ├═════════┬═════════┬══════════┤ходные│и грун-│
│ │ │цементно-│асфальто-│обработан-│ │тового │
│ │ │бетонные │бетонные │ные щебнем│ │типа │
├═══════════════════┼══════┼═════════┼═════════┼══════════┼══════┼═══════┤
│Региональные и │7493,0│ 55,1 │ 6877,8 │ 60,1 │353,6 │ 155,2 │
│межмуниципальные │ │ │ │ │ │ │
│автомобильные │ │ │ │ │ │ │
│дороги │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
│из них: │ │ │ │ │ │ │
│региональные │4311,1│ 51,2 │ 3992,2 │ 31,9 │119,2 │ 116,6 │
│ │ │ │ │ │ │ │
│межмуниципальные │3183,3│ 3,9 │ 2886,9 │ 28,1 │225,8 │ 38,6 │
└═══════════════════┴══════┴═════════┴═════════┴══════════┴══════┴═══════…
________________
<1> По данным министерства транспорта Ростовской области, июнь 2011 года.
Наиболее актуальные проблемы автодорожного комплекса Ростовской области:
значительная часть автомобильных дорог общего пользования работает в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки: 35,7 процента протяженности федеральных, 34,4 процента - региональных и 50,1 процента - межмуниципальных дорог не соответствуют по основным техническим параметрам существующей интенсивности движения;
недостаточно развита сеть федеральных дорог: их протяженность в границах Ростовской области составляет всего 4,5 процента от протяженности дорог общего пользования, в то время как по федеральной сети осуществляется порядка 40 процентов областного грузопотока;
особенно недостаточен уровень развития сети в восточных районах Ростовской области, а также в сельской местности, что сдерживает развитие АПК, замедляет темпы социально-экономического развития в целом;
недостаточно количество обходов для вывода транзитного транспорта из города Ростова-на-Дону и других муниципальных образований в Ростовской области;
отсутствуют дублеры основных въездов в город Ростов-на-Дону, параметры въездных магистралей не соответствуют сложившимся размерам транспортных потоков, что приводит к перегрузке дорог, особенно в период летних "пиковых" нагрузок;
в целом по области доля дорог IV, V и внекатегорийных составляет около 80 процентов, при этом 1,3 процента дорог общего пользования не имеют твердого покрытия, что затрудняет круглогодичный проезд транспорта, особенно с большими осевыми нагрузками;
306 муниципальных образований в Ростовской области с общей численностью проживающего в них населения 39834 человек не имеют круглогодичного проезда к дорогам общего пользования;
неудовлетворительное состояние автодорожных мостов и путепроводов, более трети мостов требуют реконструкции или замены;
наблюдается рост уровня аварийности на сети дорог общего пользования вследствие опережения темпов роста интенсивности движения по сравнению с увеличением пропускной способности дорог;
существует острая нехватка средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего пользования;
отсутствие необходимого финансирования (11,7 процента от норматива) снизили объемы капитального ремонта и выполнение работ, связанных с содержанием автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Перечисленные проблемы дорожного комплекса Ростовской области ставят в число первоочередных задач реализацию проектов по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, приведение технических параметров и уровня инженерного оснащения дорог в соответствие с достигнутыми размерами интенсивности движения.
Автомобильный транспорт
Анализ современного состояния и проблем развития автомобильного транспорта в области показывает, что в этой сфере в последние годы произошли серьезные изменения. Число легковых автомобилей, зарегистрированных в Ростовской области, продолжало расти и в кризисный 2009 год (с 920,7 тыс. единиц до 974,5 тыс. единиц), однако более медленными темпами по сравнению с 2007 и 2008 годами. Количество грузовых автомобилей, напротив, несколько сократилось со - 169,5 тыс. единиц до 168,7 тыс. единиц. Динамика численности автомобильного парка и его структура по состоянию на 1 января 2010 года представлены в табл. 3.4.