ЧИСЛО ФИЛИАЛОВ ОУ ВПО В 2009/2010 УЧЕБНОМ ГОДУ (НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА), ЕДИНИЦ <1>
Наименование субъекта ЮФО | Всего | В том числе | |
государственные и муниципальные | негосударственные | ||
Республика Адыгея | 8 | 6 | 2 |
Республика Калмыкия | 7 | 4 | 3 |
Краснодарский край | 83 | 57 | 26 |
Астраханская область | 17 | 11 | 6 |
Волгоградская область | 35 | 12 | 23 |
Ростовская область | 63 | 46 | 17 |
________________
<1> Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Росстат. - М., 2010. с. 278.
Одной из отличительных особенностей системы высшего профессионального образования Ростовской области является расширенная филиальная сеть. Филиалы ведущих вузов Ростовской области успешно осуществляют свою деятельность как в субъектах ЮФО, так и республиках Северо-Кавказского федерального округа и Ставропольском крае.
ОУ ВПО Ростовской области являются активными участниками процесса модернизации системы образования не только в регионе, но и в целом в России. В частности, идея интеграции учреждений высшего профессионального образования трансформировалась в создание федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" (далее - ФГАОУ ВПО ЮФУ).
Другое направление - расширение взаимодействия учреждений высшего и среднего профессионального образования. Большинство университетов Ростовской области действуют сегодня как университетские комплексы, включающие в себя образовательные учреждения среднего профессионального образования. Целью данных мероприятий является более тесная интеграция образовательных учреждений, повышение образовательной активности населения Ростовской области, оказание содействия молодежи выбору востребованных на региональном рынке труда специальностей.
Среди важнейших направлений деятельности ОУ ВПО Ростовской области - разработка современных образовательных технологий и их внедрение в учебный процесс в частности, технологии e-learning, проектного обучения, дистанционного обучения. Вузы активно сотрудничают с ТПП Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области, что во многом способствует эффективному диалогу бизнеса и образования и выработке таких квалификационных требований, которые позволят вузам выпускать специалистов, востребованных на рынке труда.
Для содействия добровольной конвергенции, сближения, гармонизации с европейскими изменениями, имеющими место в области высшего образования, образовательные учреждения высшего профессионального образования, расположенные на территории Ростовской области, участвуют в проектах программы Европейской комиссии "Темпус": ГОУ ВПО "Ростовский государственный университет путей сообщения", ФГАОУ ВПО ЮФУ, ГОУ ВПО "Донской государственный технический университет", ГОУ ВПО "Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)".
Одной из ключевых проблем является вопрос о соответствии уровня и качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям современного рынка труда, востребованности компетенций, усвоенных учащимися, студентами в процессе обучения. Для ее решения образовательными учреждениями постоянно проводится анализ потребностей экономики в специалистах определенного профиля, по результатам исследования мнения работодателей разрабатываются компетентностные модели специалистов, вносятся изменения в учебные планы, осуществляется постоянный мониторинг трудоустройства выпускников. Учреждения профессионального образования активно привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков, проводят научно-практические конференции, приглашают в качестве председателей государственных аттестационных комиссий руководителей предприятий и организаций. В учреждениях профессионального образования Ростовской области созданы центры содействия трудоустройству выпускников, заключены договоры о целевой подготовке специалистов, существует практика приглашения потенциальных работодателей на защиты дипломных проектов.
Ключевыми проблемами сектора образования Ростовской области являются:
1. Недостаточное финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений всех типов.
2. Несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Запаздывание в обновлении содержания и технологий образования в зависимости от изменений современного общества и экономики.
4. Неудовлетворительный уровень доступности образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями.
5. Дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.
6. Низкая оплата труда работников образования.
7. Диспропорции системы образования, выражающиеся в отставании уровня развития общего и среднего профессионального образования от высшего профессионального.
В случае сохранения прежних подходов или сокращения участия государства в решении указанных проблем в качестве основных угроз необходимо выделить следующие:
1. Дальнейшее снижение уровня подготовки выпускников образовательных учреждений всех типов и, как следствие, деградация человеческого капитала населения Ростовской области.
2. Дисбаланс рынка труда, выражающийся в нехватке квалифицированных кадров в производственном секторе при одновременном избытке специалистов в секторе услуг, уже сегодня на рынке труда Ростовской области имеет место дефицит специалистов инженерных специальностей и перепроизводство юридических и экономических. В результате достижение стратегических целей и задач социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года становится проблематичным.
3. Нарастание деградации профессиональных кадров и научного потенциала Ростовской области.
Стратегической целью развития сферы образования Ростовской области является формирование всесторонне гармонично развитой, социально активной, творческой, патриотичной, духовно-нравственной личности, способной к самореализации и адаптивности в условиях динамично изменяющегося мира. Качество системы образования предопределяет качество человеческого капитала, способность государства ответить на вызовы, стоящие перед ним в социально-экономической сфере, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Для реализации поставленной цели необходимо осуществить: развитие человеческого потенциала Ростовской области за счет совершенствования системы обучения и переобучения, формирования образовательных кластеров, вовлечения работодателей в образовательный процесс.
Решение обозначенных проблем и достижение поставленной стратегической цели предполагает:
обновление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями развития общества и экономики, включая оснащение компьютерами, техническое обеспечение дистанционных методов обучения, подключение к сети Интернет и создание современной мультимедийной информационной среды;