________________
* Рисунок 2.5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Значительный потенциал имеет создание Приазовского туристского рекреационного комплекса на территории <2> южного и северного побережья Таганрогского залива Азовского моря и участка Нижнего Дона, образовавшего подковообразную конфигурацию, охватывающую залив с севера, востока и юга. Конфигурация этой группы территорий легла в основу туристского маршрута Донского края "Серебряная подкова Дона", включающего в себя познавательный, водный, экологический, сельский, этнографический и другие виды туризма и соединяющего важнейшие туристские центры Ростовской области. Он сформирован из маршрутов, условно проходящих по трем "подковам" - большой, средней и малой:
1. "Большая подкова" проходит через Таганрог - Ростов-на-Дону - Новочеркасск - Шахты - Белую Калитву - Каменск-Шахтинский - Миллерово - Вешенскую - Морозовск - Цимлянск - Романовскую - Константиновск - Азов.
2. "Средняя подкова" соединяет Таганрог - Ростов-на-Дону - Раздорскую - Кочетовскую - Семикаракорск - Веселый - Пролетарск - Сальск - Целину - Зерноград - Азов.
3. "Малая подкова" включает в себя Таганрог - Танаис - Ростов-на-Дону - Аксай - Новочеркасск - Старочеркасск - Азов.
________________
<1> По данным департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области, июнь 2011 года.
<2> Перспективность развития территорий Нижнего Дона и южного побережья Таганрогского залива Азовского моря подтверждается данными исследований туристско-рекреационных зон (далее - ТРЗ) России, проводимыми группой компаний БДО Юникон Консалтинг в 2007 году. В соответствии с их результатами, большой популярностью у российских туристов пользуются крупные города и Кавказ. Российское Приазовье занимает 7 место в общем рейтинге ТРЗ и 2 среди морских, с количеством поездок 1,2 млн. и долей рынка 4,2 процента.
Ключевыми проблемами и сдерживающими факторами развития сферы туризма в Ростовской области являются:
отсутствие эффективной структурированной системы расселения;
высокая антропогенная нагрузка, сложная экологическая ситуация в районах, наиболее привлекательных для развития туристской деятельности <1>;
недостаточный уровень развития туристской и инженерной инфраструктуры, в том числе скоростной и удобной транспортной системы, обеспечивающей оптимальную доступность рекреационных территорий и районов;
высокий уровень конкуренции в макрорегионе за туристские потоки;
недостаточное позиционирование Ростовской области на внешних рынках как территории, благоприятной для туризма и отдыха;
отсутствие современного гостиничного комплекса, способного предложить адекватный дифференцированный продукт для различных сегментов потребительского спроса.
________________
<1> По заключению экспертов Российского государственного научно-исследовательского и проектного института Урбанистики Министерства регионального развития Российской Федерации, наиболее благоприятные районы для развития туризма (например, Неклиновский, Азовский, Аксайский) в то же время являются наиболее экологически неблагополучными и отнесены к четвертой группе районов с кризисной экологической ситуацией.
Стратегической целью развития туристско-рекреационного комплекса в Ростовской области является создание конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего наиболее полную реализацию туристско-рекреационного потенциала Ростовской области, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а также повышение занятости и уровня доходов населения.
Основные стратегические направления развития донского туризма:
развитие туристской инфраструктуры, в частности увеличение количества гостиниц, в том числе эконом-класса;
развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения оптимальной доступности рекреационных территорий и районов;
развитие перспективных направлений туризма (водного, экологического, лечебно-оздоровительного, сельского, этнографического и других направлений);
формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в туриндустрию Ростовской области;
активное продвижение регионального туристского маршрута "Серебряная подкова Дона" на российском и зарубежном туристских рынках;
развитие индустрии гостеприимства (в Ростовской городской агломерации качественный номерной фонд должен быть увеличен минимум в 3 раза <1>);
развитие деловой среды ростовской агломерации (строительство выставочных комплексов, современного конгресс-центра <2>, формирование в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске деловых районов и культурно-развлекательных кварталов);
системная уникализация туристского продукта региона и капитализация богатого культурно-исторического наследия (создание тематических парков <3>, которые, как показывает мировая практика, являются необходимыми элементами туристской инфраструктуры);