________________
<1> По материалам Стратегии развития транспортного комплекса до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р.
* Рисунок 3.7 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Анализ размещения и номенклатуры товарно-материальных потоков терминально-складской сети на территории Ростовской области указывает на стихийный характер размещения и развития товароперерабатывающих предприятий и организаций. Формирование существующей сети складских комплексов происходило без учета существующего состояния и развития промышленного производства, социальной инфраструктуры, размещения трудовых ресурсов и пропускной способности транспортных коммуникаций.
Формирование терминально-логистической инфраструктуры должно проводиться с учетом сложившейся системы размещения и развития инфраструктуры таможенных органов. В регионе деятельности Южного таможенного управления предусмотрено открытие 72 пунктов пропуска, в том числе 18 воздушных (из них 3 - военно-транспортной авиации), 29 автомобильных, 10 железнодорожных, 15 морских (в том числе 1 паромная переправа).
Основные проблемы развития терминально-складской инфраструктуры Ростовской области:
1. Использование неконкурентоспособных транспортно-логистических технологий.
2. Перегрузочные мощности не обеспечены обслуживающей транспортно-логистической инфраструктурой (припортовыми станциями, накопительными терминалами, авто- и железнодорожными подъездами, современными логистическими центрами).
3. Существующая нормативно-правовая база не стимулирует внедрение инновационных технологий в данный сектор экономики.
4. Низкий уровень безопасности технологических процессов во всех отраслях транспорта.
Общие проблемы функционирования транспортно-логистического комплекса Ростовской области
Системными причинами развития негативных тенденций в транспортном комплексе региона являются:
несоответствие между уровнями развития транспортного комплекса Ростовской области, эффективности и качества его функционирования и растущим спросом экономики и населения на транспортные услуги;
несбалансированное развитие различных видов транспорта и нерациональный транспортный баланс региона (ослабление позиций гражданской авиации), снижение конкурентоспособности транспортной инфраструктуры региона на мировом рынке транспортных услуг;
низкий уровень логистического обеспечения грузовых перевозок, практическое отсутствие высокотехнологичных мультимодальных транспортно-логистических комплексов на магистральных направлениях грузопотоков и в зоне деятельности крупных транспортных узлов;
прогрессирующие тенденции износа основных фондов транспортно-дорожного комплекса региона, неэффективность финансово-экономических механизмов в инновационном воспроизводстве;
увеличивающийся экологический дисбаланс между ростом потребности в транспортных услугах и возрастающей нагрузкой транспорта на окружающую среду.
К наиболее значимым проблемам функционирования транспортного комплекса Ростовской области относятся:
1. Несоответствие опорной транспортной сети региона перспективным грузо- и пассажиропотокам.
2. Неконкурентоспособные транспортные технологии, высокая доля транспортных издержек в себестоимости отечественной продукции (20 процентов по сравнению с 7 процентами в экономически развитых странах).
3. Уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают платежеспособному спросу населения Ростовской области, сдерживают мобильность трудовых ресурсов.
4. Создаваемые перегрузочные мощности не обеспечены обслуживающей современной транспортно-логистической инфраструктурой (припортовыми станциями, накопительными терминалами, авто- и железнодорожными подъездами).
5. Сохраняется определенная зависимость внешнеторговых, в том числе транзитных, перевозок грузов от иностранных коммуникаций и перевозчиков.
6. Существующие нормативная правовая база и финансово-экономические механизмы не стимулируют развитие транспортно-логистического комплекса на основе внедрения инновационных технологий, направленных на обеспечение современных требований экологичности, безопасности, качества транспортных услуг.
7. Уровень безопасности перевозочного процесса во всех отраслях транспорта, и в первую очередь на автомобильном снизился до критического состояния.
Риски долгосрочного развития транспортно-логистического комплекса на период до 2020 года
Внешние риски