Недействующий

О комплексной целевой программе по усилению борьбы с преступностью, укреплению правопорядка и профилактике правонарушений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2010 годы (утратил силу с 10.09.2009)

     

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Принятие Закона автономного округа "О комплексной целевой программе по усилению борьбы с преступностью, укреплению правопорядка и профилактике правонарушений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2010 годы" обусловлено необходимостью реализации полномочий автономного округа по защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности, которые в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в соответствии с Федеральным законом от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" являются задачами милиции.

Комплексный анализ криминогенной ситуации на территории автономного округа свидетельствует об определенных положительных изменениях на основных направлениях борьбы с преступностью. Во многом ее стабилизации способствовала реализация "Комплексной целевой программы по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005-2007 годы".

В результате реализации программных мероприятий к 2006 году на 1,0% снизился общий уровень регистрируемой преступности (для сравнения - в среднем по УрФО темп прироста зарегистрированной преступности составил +5,5%, по России - +8,5%). При этом общее снижение уровня регистрируемой преступности последний раз отмечалось в 2002 году. Вместе с тем не удалось добиться показателей снижения согласно планируемым индикаторам Программы до 10160 преступлений. Это объясняется рядом объективных и субъективных причин. В первую очередь это связано с ужесточением учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел, направленной на сокращение латентной преступности. Подтверждением чему являются статистические данные. В общем приросте преступлений свыше 76% составляют деяния небольшой и средней тяжести, которые традиционно являются наиболее латентными. А такие преступления, как убийства, изнасилования, грабежи, разбойные нападения в целом сократились от 11 до 18%.

В результате реализации комплекса организационно-практических мер на 9,6% возросло количество раскрытых преступлений и составило 8221. В результате удельный вес расследованных преступлений составил 60,7%, что на 0,7% выше планового индикатора (по УрФО - 39,8%, по России - 46,9%).

В 2005-2006 годах органами внутренних дел по автономному округу совместно с органами государственной власти автономного округа и местного самоуправления проделан значительный объем работы по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений в общественных местах. В рамках "Комплексной целевой программы по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005-2007 годы" выделено 6 миллионов рублей на установку средств видеонаблюдения на улицах муниципальных образований.

Для службы участковых уполномоченных милиции в 2006 году в рамках "Комплексной целевой Программы по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005-2007 годы" выделялись средства на проведение ремонта участковых пунктов милиции, приобретение оргтехники, мебели, автотранспорта, специальной криминалистической техники и современных радиостанций. За счет этих средств отремонтировано 32 участковых пункта милиции. С увеличением числа участковых уполномоченных милиции и участковых пунктов милиции возросло количество поступивших к ним заявлений и обращений граждан (+32,5%, 18036 против 13607).

В целях укрепления профилактической составляющей в работе с несовершеннолетними создан институт "школьных инспекторов" милиции. В настоящее время "школьные инспектора" милиции работают во всех муниципальных образованиях, а их общая штатная численность составляет 61 единицу. Сегодня они обеспечивают правопорядок и безопасность учащихся, участвуют в учебном процессе, активно взаимодействуют со школьными педагогическими советами и родителями.

В рамках реализации программных мероприятий более 95 млн.рублей затрачено на оснащение подразделений ГИБДД органов внутренних дел по муниципальным образованиям округа новейшими средствами выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения. Их применение в повседневной деятельности инспекторов ДПС позволило сохранить контроль за ситуацией на дорогах округа и сократить как число дорожно-транспортных происшествий (на 7,5%), так и количество погибших (на 3,8%) и пострадавших (на 7,6%) в них людей.

Вместе с тем в силу как объективных факторов, так и причин субъективного характера влияние профилактических мер на состояние и уровень преступности пока еще остается недостаточным.

Необходим комплексный подход к осуществлению профилактической работы как со стороны органов внутренних дел по автономному округу, так и со стороны органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления. Нет должной организации в деятельности по привлечению к работе по предупреждению преступлений и правонарушений общественных объединений правоохранительной направленности, средств массовой информации и граждан.

Не создаются нормальные условия для работы участковых уполномоченных милиции, подразделений по делам несовершеннолетних. Их материально-техническое обеспечение осуществляется по остаточному принципу. С большим трудом выделяется служебное жилье данной категории сотрудников.

Недостаточно внимания муниципалитетами уделяется материально-техническому обеспечению патрульно-постовой службы милиции. При этом задачи деятельности подразделений ППС разнообразны и охватывают практически все сферы противоправной деятельности, совершаемой, что называется, "на улице".

Требуют пристального внимания и проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Несмотря на прогнозируемое расширение воспроизводства молодежной и подростковой преступности приостановить негативные тенденции в ее структуре и динамике не удалось.

Совершенствование профилактики преступлений в современных условиях должно осуществляться посредством общей и индивидуальной профилактики. Основой этой деятельности станет Закон автономного округа "О комплексной целевой программе по усилению борьбы с преступностью, укреплению правопорядка и профилактике правонарушений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008-2010 годы", при подготовке которого необходимо обратить особое внимание на обеспечение взаимодействия органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления с населением, общественными формированиями, средствами массовой информации по вопросам охраны правопорядка, осуществление других общепрофилактических мероприятий.

Для организации стабильной и высокопрофессиональной деятельности органов внутренних дел по автономному округу по этим и другим направлениям требуется решить целый комплекс проблем их кадрового и материально-технического обеспечения, особое значение среди которых придается строительству административных зданий для размещения ОВД муниципальных образований автономного округа, строительству и приобретению жилья для сотрудников.

Реализация мероприятий по строительству административных зданий РОВД в сельских районах автономного округа обусловлена острой необходимостью, т.к. имеющиеся административные здания характеризуются недостаточной площадью и имеют значительный процент износа. Так, год постройки административного здания ОВД по МО Приуральский район - 1976, процент его износа составляет 63%, ОВД по МО Шурышкарский район - 1982 год, износ 59%, ОВД по МО Ямальский район - 1997 год, износ 39%, ОВД по МО Красноселькупский район - 1998 год, износ 37%.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти автономного округа, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке. Участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, бесплатно обеспечиваются жильем на территории участка. Программой предусмотрены расходы на строительство и приобретение жилья для сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Применение программно-целевого подхода является единственно возможным способом решения задач, направленных на достижение качественных результатов деятельности органов внутренних дел и создание многоуровневой системы профилактики правонарушений в автономном округе.