Недействующий

Об окружной целевой программе "Дети Ямала" на 2008 2010 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Окружная целевая программа "Дети Ямала"на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

c:\content\ngr\RU0000Z198900006.doc ;
c:\content\ngr\RU0000R199305853.doc ;
c:\content\ngr\RU0000R199505301.doc ;
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" ;
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ;
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ;
Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики" ;
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года и от 10 мая 2006 года;
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р "О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года" ;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" ;
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе" ;
постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января 2006 года N 1-А "О порядке разработки, утверждения и реализации окружных целевых программ" ;
распоряжение администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 августа 2007 года N 284-РА "О разработке окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по труду и социальной защите населения)

Государственный заказчик

Департамент по труду и социальной защите населения, департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент здравоохранения), департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент строительства)

Ответственные за выполнение мероприятий Программы

Департамент по труду и социальной защите населения, департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент образования), департамент здравоохранения, департамент по культуре, искусству и кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по культуре, искусству и кинематографии), департамент по молодежной политике Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамен т по молодежной политике), агентство по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - агентство по физической культуре и спорту), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав), органы местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), окружные и муниципальные учреждения здравоохранения автономного округа

Основные разработчики Программы

Департамент по труду и социальной защите населения

Цели и задачи
 Программы

Цель: создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей автономного округа
 Задачи:
 содействие созданию условий для обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей, охраны здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

 профилактика инвалидности в детском и подростковом возрасте;

 снижение заболеваемости и улучшение состояния здоровья детей;

 укрепление статуса семьи, материнства, отцовства и детства в обществе, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактика семейного и детского неблагополучия;

 обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

 профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сроки и этапы реализации
 Программы

2008 - 2010 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы

Стабилизация показателей материнской смертности;

 стабилизация показателей младенческой смертности;

 снижение перинатальной смертности;

 снижение уровня первичной инвалидности среди детского населения;

 снижение заболеваемости детского населения от 0 до18 лет;

 снижение удельного веса безнадзорных и беспризорных детей;

 снижение удельного веса детей, находящихся в социально опасном положении;

 увеличение удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;

 увеличение удельного веса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи

Перечень основных мероприятий Программы

Согласно Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства и детства относятся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Фе дерации.
 В автономном округе правовые основы реализации основных направлений государственной семейной, демографической политики установлены Законом автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе", закрепляющим за исполнительными и законодательными органами государственной власти автономного округа право разрабатывать и осуществлять окружные и иные программы по улучшению положения семьи, женщин и детей.
 Данная Программа включает в себя две подпрограммы, направленные на решение конкретных задач:
 1. Окружная целевая подпрограмма "Здоровое поколение" (приложение 1 к Программе).
 2. Окружная целевая подпрограмма "Дети и семья" (приложение 2 к Программе).
 Для выполнения поставленных задач Программой предусмотрены следующие мероприятия:
 1. Формирование и совершенствование эффективной системы сбережения и улучшения здоровья детей автономного округа.
 2. Организация отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей.
 3. Профилактика семейного и детского неблагополучия, создание благоприятных условий для всестороннего развития и воспитания детей.
 4. Укрепление статуса семьи, материнства, отцовства и детства в обществе.
 5. Совершенствование процесса социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
 6. Строительство учреждений социального обслуживания семьи и детей

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы на три года составляет 120975,0 тыс. рублей (в ценах на 2007 год). Окружной бюджет - 120 975,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2008 год - 44 985,0 тыс. рублей;

 2009 год - 51 985,0 тыс. рублей;

 2010 год - 24 005,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы обеспечит:
 формирование основ эффективной системы сбережения и улучшения здоровья детей, в том числе через внедрение межведомственных технологий ранней профилактики нарушений здоровья детей;

 улучшение показателей здоровья детей;

 стабилизацию показателей материнской и младенческой смертности;

 снижение перинатальной смертности;

 расширение охвата детей различными формами отдыха и оздоровления;

 содействие укреплению статуса семьи, материнства, отцовства и детства в обществе;

 формирование эффективной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, семейного и детского неблагополучия, в том числе через внедрение межведомственных технологий ранней профилактики семейного и детского неблагополучия;

 сокращение масштабов детского неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних;

 содействие решению проблемы дальнейшего семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В автономном округе на начало 2007 года численность детей в возрасте до 18 лет составила свыше 134 тыс. человек. Около 20 тыс. детей находятся в трудной жизненной ситуации, то есть свыше 14% от всего детского населения Ямала.

В число наиболее уязвимых категорий детей входят дети из малоимущих семей, дети из неполных и многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, страдающие хроническими заболеваниями, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей автономного округа в первую очередь нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства, в социальной адаптации и реабилитации.

Благополучие детей, проживающих в автономном округе, предмет постоянной заботы органов власти автономного округа. В целях защиты прав и интересов детей в регионе принят ряд нормативных правовых актов, способствующих улучшению положения несовершеннолетних. На протяжении нескольких лет в автономном округе реализуется окружная целевая программа "Дети Ямала", направленная на социальную поддержку детства.

Действующая окружная целевая программа, направленная на улучшение положения детей автономного округа, предусматривает координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей.

Комплексный подход к решению вопросов социальной защиты детей позволил достичь определенных положительных результатов, главными из которых являются:

снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении (в 2005 году на учете в органах социальной защиты населения состояло 712 семей, находящихся в социально опасном положении, в них проживало 1282 ребенка, в 2006 году численность таких семей снизилась на 11% и составила 632 семьи, численность детей в них - 1000 человек);

увеличение числа несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, возвращенных в родные семьи (в 2005 году в семью возвращено 340 детей, что составило 63% от общей численности детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях, в 2006 году - 495 детей или 79% от общей численности детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях);

увеличение численности граждан из семей, находящихся в социально опасном положении и имеющих в своем составе детей, получивших социальную помощь в учреждениях социального обслуживания (в 2005 году социальную помощь получило 14679 человек, в 2006 году - 16200 человек);

дальнейшее развитие таких форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как патронатная семья, семейная воспитательная группа (в 2006 году в автономном округе функционировало 13 семейных воспитательных групп, в которых воспитывался 21 ребенок, и 7 семей патронатных воспитателей, в которых находились на воспитании 10 детей - воспитанников детских домов);

увеличение количества приемных семей (по состоянию на начало 2004 года в округе было 7 приемных семей, в которых воспитывалось 30 детей, в 2005 году их число увеличилось до 10 семей, в которых проживало 42 ребенка, в 2006 году 12 приемных семей имели на воспитании 47 детей, на начало 2007 года таких семей стало 17 и в них - 56 детей);

сдерживание процесса роста общей заболеваемости подростков (в 2004 году уровень заболеваемости составлял 2563,6 случаев на 1000 детского населения автономного округа, в 2006 году - 2442,3 случаев на 1000 детского населения).

Кроме того, благодаря действию окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" удалось обеспечить системную планомерную работу по повышению квалификации специалистов, осуществляющих коррекционно-реабилитационную работу с несовершеннолетними и их семьями. В 2005 - 2006 годах за счет средств окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" проведено 5 семинаров, посвященных вопросам организации социально-педагогической поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализации в автономном округе основных направлений семейной и детской политики. В семинарах приняли участие свыше 350 специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из всех муниципальных образований автономного округа. Сорок один специалист, организующий социально-психолого-педагогическую работу с несовершеннолетними, прошел обучение на курсах повышения квалификации.

Окружная целевая программа "Дети Ямала" на 2005 - 2007 годы" позволила также улучшить материально-техническую базу всех учреждений социального обслуживания семьи и детей. Они планомерно оснащались медицинским и физкультурно-оздоровительным, развивающим, специализированным реабилитационным и бытовым оборудованием, компьютерной и бытовой техникой для обеспечения качественной организации реабилитационно-коррекционной работы с несовершеннолетними и их семьями.

В автономном округе особое внимание уделяется укреплению института семьи как наиболее эффективной формы гармоничной жизнедеятельности личности. Традиционным стало проведение за счет средств окружной целевой программы "Дети Ямала" фестиваля-конкурса "Семья Ямала", целью которого является повышение престижа семьи с социально положительным потенциалом как важнейшего базового института общества, создание условий для успешной реализации семьей ее общественных функций, повышение статуса отцовства и материнства в обществе. Отцы и матери, достойно выполняющие свой долг, отмечаются грамотами и благодарностями Губернатора автономного округа. Следует отметить возросший уровень работы социозащитных учреждений по пропаганде позитивного опыта воспитания детей, организации мероприятий, направленных на повышение статуса семьи, отцовства и материнства, формирование основ здорового образа жизни семьи.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты остаются проблемы в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют особого внимания и решения.

Одной из наиболее острых проблем детства является проблема социального сиротства. В автономном округе, так же, как и в целом по России, наблюдается тенденция роста числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Так, если в 2004 году на учете органов опеки и попечительства состояло 2095 человек, оставшихся без родительского попечения, то в последующие годы их численность постоянно увеличивалась. В 2005 году рост составил 1,1%, в 2006 году - 1,3%.

Проблемной остается и сфера отношений, характеризующих состояние института семьи. Современная семья переживает глубокий кризис. Кризис семьи - это не просто кризис ее материальных возможностей, это кризис системы ценностей.

Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей зачастую приводит последних к асоциальному образу жизни, ранней криминализации. Статистика показывает рост преступности несовершеннолетних, по итогам 2006 года уровень подростковой преступности в автономном округе увеличился на 4,7%. В 2006 году несовершеннолетними либо при их участии совершено на 37 преступлений больше, чем за 2005 год.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно.

Несмотря на некоторую стабилизацию показателей, характеризующих состояние здоровья детей, в этой сфере также достаточно проблем. По данным результатов диспансеризации 2004 - 2006 годов в автономном округе, среди детей в возрасте от 10 до 14 лет в среднем диагностируется по 2 - 3 хронических заболевания у одного подростка, в возрасте от 15 до 18 лет - 4 - 5 заболеваний.

Одной из важнейших характеристик состояния здоровья детского населения и качества жизни социума в целом являются показатели младенческой смертности, а также перинатальных и неонатальных потерь. Суровые климатические условия являются первопричиной недостаточного уровня здоровья среди беременных женщин. И, как следствие, продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями. Частота нормальных родов за последние 3 года не имеет тенденции к снижению, вместе с тем их удельный вес от общего числа родов незначителен и составляет лишь 34,1%.

Уровень материнской смертности в автономном округе снизился с 86,5 случаев на 100 тыс. живорождений в 1999 году до 14,1 случаев в 2004 году. Но в 2005 году вновь отмечалось увеличение уровня материнской смертности до 69,5 случаев на 100 тыс. живорожденных.

В концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года к числу приоритетов демографического развития отнесены вопросы:

укрепление здоровья детей и подростков за счет совершенствования мероприятий, направленных на борьбу с курением, алкоголизмом, наркоманией, развитие физической культуры и спорта, организацию досуга детей;