Проблема аварийности на автотранспорте на территории Ненецкого автономного округа в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 года N 1042, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100, утвердившим Федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", определены основные направления, цели и задачи совершенствования государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В результате быстрого роста численности автопарка, увеличившегося на 1 января 2007 года до 11 729 единиц транспортных средств, возросла интенсивность движения в городе Нарьян-Маре и поселке Искателей.
Начиная с 2000 года устойчиво растут такие относительные показатели аварийности как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс.единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс.населения (социальный риск).
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
- постоянно возрастающей мобильностью населения;
- нарастающей диспропорцией между количеством автомобилей и состоянием улично-дорожной сети.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий.
Сложившаяся критическая ситуация в сфере безопасности дорожного движения характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
- высоким уровнем аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм);
- ухудшением условий дорожного движения;
- низким уровнем безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, принадлежащим индивидуальным предпринимателям.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной стратегии, координации усилий государственных органов управления, предприятий, общественных организаций и населения Ненецкого автономного округа, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов управления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Программа "Повышение безопасности дорожного движения в Ненецком автономном округе в 2008-2009 годах" направлена на решение задач снижения аварийности на автомототранспорте. Программа определяет стратегию развития Ненецкого автономного округа в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах".