Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности, с повышением уровня образования населения. Именно в сфере образования на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны и регионов в средне- и долгосрочной перспективе. Создание механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан, является целью федеральной образовательной политики начиная с 2000 года. Ее основные направления отражены в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р.

В рамках реализации положений федеральных нормативных правовых актов и с целью развития региона в республике организовано проведение различных экспериментов с учетом региональной социально-культурной политики. Участие Республики Марий Эл в федеральных экспериментах по модернизации общего образования (по обновлению структуры и содержания общего образования, введению единого государственного экзамена, реструктуризации сети общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности), реализация приоритетного национального проекта "Образование" позволили сформировать новые механизмы и подходы к управлению региональным образованием, обеспечившие перевод отрасли из режима стабильного функционирования в режим ее интенсивного развития.

Сегодня в системе образования Республики Марий Эл наблюдаются:

увеличение охвата дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет до 67,4 процента в 2006 году (в 2005 году - 65,3 процента, в 2004 году -64,8 процента) за счет развития новых форм дошкольного образования;

повышение качества дошкольного образования (инновационные образовательные программы внедрены в 64 процентах дошкольных образовательных учреждений);

стабилизация процесса видовых (статусных) изменений общеобразовательных учреждений (7 гимназий, 9 лицеев, 2 центра образования, 2 школы с углубленным изучением предметов, функционируют 32 ресурсных центра и 51 базовая (опорная) школа);

реструктуризация сети общеобразовательных учреждений (с 2001 года сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 90 учреждений, в том числе в сельской местности - на 81);

осуществление нормативного финансирования общеобразовательных школ, что позволило получить в 2005 году экономию средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере 22715,0 тыс. рублей, в 2006 году - 18995,0 тыс. рублей (в среднемпо республике стоимость содержания 1 ученика в 2006 году составила 18,5 тыс. рублей);

обновление содержания образования на основе:

введения вариативных программ обучения в начальной школе (из 308 общеобразовательных учреждений 82 (26,6 процента) работают по вариативным программам: "Школа - 2000" и "Школа - 2100" (24,7 процента), Л..В.Занкова (5,3 процента), "Начальная школа XXI века" (3,2 процента), апробируются программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, "Гармония");

перехода образовательных учреждений на новые учебные планы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл, утвержденным приказом Министерства образования Республики Марий Эл от 21 сентября 2004 года N 7/3, (55,4 процента от общего контингента обучающихся в республике на начало 2006/2007 учебного года обучаются по новым учебным планам);

сохранения национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта. Марийский (родной) язык изучают более 15 тыс. учащихся в 163 образовательных учреждениях, или 22 процента учащихся, марийский (государственный) язык - около 19 тыс. учащихся в 125 общеобразовательных учреждениях, интегрированно с историей и культурой народов более 6,5 тыс. детей в 50 образовательных учреждениях, или 42 процента учащихся;

диверсификации образовательных программ на средней ступени общего образования за счет перехода на профильное обучение (программы повышенного уровня реализуют 77 образовательных учреждений (23,7 процента общего количества образовательных учреждений) с охватом детей 13816 (18,1 процента общего контингента учащихся), профильным обучением охвачено 34,7 процента учащихся 10-11-х классов, предпрофильной подготовкой - 52,9 процента девятиклассников) и осуществления профессиональной подготовки на базе общеобразовательных учреждений;

создания объективной и независимой системы оценки учебных достижений выпускников общеобразовательных учреждений (государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ проходят свыше 98 процентов выпускников 11-х классов, муниципальные экзамены сдают 91 процент выпускников 9-х классов), что позволило повысить уровень доступности высшего образования для молодежи из малообеспеченных семей и из отдаленных от вузов мест проживания. Доля выпускников 11-х классов, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования, выросла с 54,9 процента в 2003 году до 59,5 процента в 2006 году, при этом 17,5 процента выпускников 2006 года обучаются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования за пределами республики;

формирования единого информационно-образовательного пространства Республики Марий Эл (показатель обеспеченности компьютерной техникой - 1 компьютер на 33 учащихся, функционирует образовательный портал Республики Марий Эл, к сети Интернет по технологии ADSL подключены 300 образовательных учреждений, по спутниковому каналу связи - 24 отдаленные сельские школы республики, 18 процентов образовательных учреждений поддерживают свои сайты, прошли обучение по использованию информационно-коммуникационных технологий свыше 2300 педагогов);

становления системы государственно-общественных форм соуправления образованием (в республике действует Общественный совет по вопросам образования, в состав которого входят лидеры общественных организаций Республики Марий Эл, представители культуры, бизнеса, органов исполнительной власти. Наблюдается рост образовательных учреждений, в уставе которых зафиксированы полномочия органов общественного самоуправления: в 2003 году доля таких учреждений составляла 56,5 процента, в 2004 году - 57,4 процента, в 2005 году -61,6 процента);

совершенствования материально-технической базы общеобразовательных учреждений (70 процентов общеобразовательных учреждений республики - типовые школы, 30 процентов - приспособленные, обеспечены школьными столовыми 98 процентов и медпунктами 48 процентов образовательных учреждений, на 1 сентября 2007 года в Республике Марий Эл нет ветхих и аварийных школ; доля образовательных учреждений, переоснащенных современным оборудованием, составляет 32 процента);

роста расходов на образование в консолидированном бюджете Республики Марий Эл (прирост расходов на образование в 2006 году составил 131 процент, в 2005 году - 104 процента, в том числе на дошкольное образование 143,3 процента (2005 год - 109,7 процента), общее образование - 130,7 процента (2005 год - 101,7 процента).

В 2006/2007 учебном году в республике функционировали 552 учреждения образования, из них 223 (40 процентов) составляли учреждения дошкольного образования с контингентом воспитанников 23832 ребенка. За 2000-2005 годы количество дошкольных образовательных учреждений сократилось на 59 единиц. Реализация республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы", утвержденной Законом Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 года N 5-3, позволит к 2010 году увеличить сеть учреждений дошкольного образования на 1920 мест за счет строительства и возврата в сеть перепрофилированных учреждений. Дошкольные образовательные услуги оказываются и общеобразовательными учреждениями (дошкольные группы организованы при 64 общеобразовательных школах, в которых воспитываются 1663 ребенка, функционируют 23 начальных школы-детских сада (с контингентом воспитанников 653 человека). Ожидаемый к 2010 году охват детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет дошкольным образованием составит 70 процентов.

Программы общего образования реализуют 325 общеобразовательных учреждений различного типа и вида с контингентом учащихся и воспитанников 76333 человека, в том числе 302 общеобразовательные школы с количеством учащихся 72957 человек (44 начальные с контингентом учащихся 1162 человека, 76 основных (5137 учащихся), 167 средних (57929 учащихся), 2 средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов (1189 учащихся), 7 гимназий (4069 учащихся), 6 лицеев (3371 учащийся), 6 общеобразовательных школ-интернатов с контингентом обучающихся 1346 человек. Функционируют четыре вечерние (сменные) общеобразовательные школы.

Сегодня в республике сохранена разветвленная сеть учреждений дополнительного образования детей, что позволило увеличить охват учащихся дополнительным образованием с 34,5 процента в 1999 году до 47,7 процента в 2006 году. Большую часть сети составляют многопрофильные учреждения, реализующие разнонаправленные образовательные программы дополнительного образования детей (21), а также спортивные школы (20), учреждения дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы технической (6), эколого-биологической (2) и туристско-краеведческой направленности (2), в которых насчитывается 2696 различных объединений (кружков, секций). Охват учащихся дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях составляет 70 процентов.

Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений представлена 12 учреждениями, из них 9 специальных (коррекционных) школ-интернатов, 3 специальные (коррекционные) школы, в которых обучаются 1452 человека. Специальную помощь получают 74 подростка в 1 учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Сохранение и реформирование сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений и развитие сети специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных учреждениях, а также учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи являются приоритетными задачами в реализации конституционных прав на образование и социальную интеграцию детей (лиц) с ограниченными возможностями здоровья. С 2007 по 2010 год ожидается незначительное сокращение контингента специальных образовательных учреждений с 1400 в 2007 году до 1333 в 2010 году. В 2007 году планируется сохранить количество первых классов в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах на уровне 2006 года.

Таким образом, за период реализации Программы существующая сеть образовательных учреждений не претерпит изменения в структурном отношении. Предполагается сокращение сети общеобразовательных учреждений на 35 единиц (2001 год - 415 учреждений, 2002 год -397 учреждений, 2003 год - 385 учреждений, 2004 год - 379 учреждений, 2005 год - 348 учреждений, 2006 год - 325 учреждений, 2007 год -310 учреждений, 2008 год - 300 учреждений, 2009 год - 290 учреждений), что будет вызвано продолжающимся снижением контингента учащихся (2001 год - 112900 чел., 2002 год - 104437 чел., 2003 год - 96081 чел., 2004 год - 88525 чел., 2005 год - 81995 чел., 2006 год - 76333 чел., 2007 год -72916 чел., 2008 год - 70794 чел., 2009 год - 69110 чел.). Комплекс мероприятий по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в республике позволит сохранить и несколько превысить значения наполняемости в классах (2001 год - 18,0 чел., 2002 год - 17,9 чел., 2003 год - 17,6 чел., 2004 год - 17,5 чел., 2005 год - 18,0 чел., 2006 год -18,1 чел., 2007 год- 18,5 чел., 2008 год- 19,0 чел., 2009 год-20 чел.).

Анализ основных направлений модернизации и состояния образования республики за 2001-2006 годы наряду с достижениями позволяет выявить ряд проблем, на решение которых нацелена Программа, в том числе:

1. Сегодня 32,6 процента детей дошкольного возраста не посещают дошкольные образовательные учреждения, из них 17,6 процента детей из сельских населенных пунктов, при этом 6,1 процента (1550) детей не охвачены дошкольным образованием в связи с отсутствием в населенных пунктах учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Это создает проблему "неравного старта" для первоклассников и приводит к необходимости организации вариативных форм предоставления "предшкольного образования". Несмотря на увеличение уровня дифференциации образовательных услуг в детских садах более чем в 2 раза, потребности населения в группах компенсирующего вида удовлетворяются в среднем лишь на 20 процентов, в оздоровительных группах -на 37 процентов, в группах кратковременного пребывания детей -на 9,8 процента.

2. Медленно происходит обновление содержания на всех ступенях общего образования, предусматривающего реализацию качественно новой личностно ориентированной модели образования на основе развивающих программ. За 2003-2006 годы не произошло существенного увеличения доли образовательных учреждений, внедряющих программы развивающего обучения. Одна из немаловажных причин -проблема обеспечения учащихся учебниками и учебно-методическими комплектами, соответствующими новым государственным образовательным стандартам. На начало 2006/2007 учебного года обеспеченность учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями составляет 87 процентов, из них обеспеченность учащихся из малообеспеченных семей - 82 процента. Объем средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделяемых на приобретение учебных изданий, в расчете на одного учащегося увеличился с 51 рубля в 2005 году до 67 рублей в 2006 году, в 2007 году на одного учащегося выделяется 250 рублей. В то же время сохраняется проблема обеспеченности образовательных учреждений учебниками национально-регионального компонента (на одного учащегося приходится 0,7 учебника, изданного с 2000 по 2006 год); за 2005 год издано 11 учебников, в 2006 году - 6.

3. По существующим оценкам особыми умственными, творческими способностями, так называемой одаренностью от рождения обладает около 2 процентов детей. В соответствии с данным подходом одаренных детей в Республике Марий Эл от 1,5 до 2 тысяч. Для того чтобы эти дети смогли состояться как одаренные личности, необходимо своевременно выявить их талант, создать условия для развития одаренности, в том числе и за счет развития сети дополнительного образования детей. Несмотря на ежегодное участие до 30 процентов школьников от общего числа учащихся 9-11-х классов во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном уровне, около 4 процентов - на региональном и 0,26 процента -на федеральном, в республике остается проблематичным решение вопросов, связанных с эффективной организацией конкурсных и научно-практических мероприятий, способствующих развитию интеллектуального творческого потенциала одаренных детей, обеспечением их социальной поддержки и организацией отдыха и обучения в летний период.

4. Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий требует создания системы непрерывного повышения квалификации педагогов и руководящих работников в области информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время только 20 процентов педагогов республики имеют свидетельства о повышении квалификации в области информационно-коммуникационных технологий, при этом лишь 10 процентов учителей-предметников используют новые компьютерные технологии в профессиональной деятельности, что снижет эффективность образовательного процесса.