2.1. Проблемы и ограничения Республики Бурятия
Существующие проблемы и ограничения дальнейшего развития Республики Бурятия обусловлены как факторами экономико-географического характера, осложняющими и ограничивающими хозяйственную деятельность на территории Республики Бурятия, так и факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие, в том числе:
1. Недостаточно эффективная структура экономики, обусловленная:
уязвимостью экономики из-за сырьевой специализации, что связано с ограниченностью доступной лесосырьевой базы, ухудшением уровня воспроизводства сырьевой базы в золотодобыче и других минерально-сырьевых отраслях;
отсутствием конкурентоспособной узкоспециализированной ниши в региональной, российской и мировой системе разделения труда;
высоким уровнем капиталоемкости производства как следствие влияния большой территории;
отсутствием дешевых ресурсов для обеспечения производственного процесса;
изношенностью инженерной инфраструктуры.
2. Периферийное положение Республики Бурятия в системе макроэкономического районирования Российской Федерации обусловливает удаленность и отсутствие тесных связей с внутренним национальным рынком. 58% территории относится к районам Крайнего Севера и приравненной к ним местности.
3. Более половины территории Республики Бурятия входит в состав Байкальской природной территории, где в пределах водосборной площади озера Байкал установлены Центральная и Буферная экологические зоны с особыми условиями природопользования. "Байкальский фактор" определяет и повышенные капитальные затраты на реализацию перспективных инвестиционных проектов, формируя их низкую конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов.
4. Моральный и физический износ действующих основных фондов продуцирует выпуск продукции, жизненный цикл которой близок к завершению, т.е. производства изначально работают в условиях снижающегося спроса. Низкий уровень капиталовооруженности труда обусловливает сравнительно низкую производительность труда и рентабельность отраслевого производства.
5. Столица Республики Бурятия - г. Улан-Удэ не является конкурентоспособным в качестве логистического терминала финансовых и торговых потоков, а также как центра рекреации и досуга. Низкое качество городской среды не соответствует современным условиям, снижает инвестиционную привлекательность Республики Бурятия и конкурентоспособность на рынке капитала.
6. Слабая материально-техническая база учреждений социальной сферы, недостаточное финансирование и социальная незащищенность работников социальной сферы.
7. К потенциальным угрозам Республики Бурятия относятся:
В ближайшей перспективе (1 - 2 года): резкий рост энерготарифов, а также тарифов на транспортные услуги. В результате могут пострадать социальная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, агропромышленный комплекс, т.е. энергозависимые отрасли экономики.
В среднесрочной перспективе: высокие темпы роста физического износа основного оборудования, цен, увеличение технологического отставания, дефицит кадров, недостаточный уровень инвестиций в создание новых рабочих мест могут привести к спаду производства в реальном секторе экономики с последующей ликвидацией большей части предприятий.
В долгосрочном периоде: массовое выбытие из строя систем жизнеобеспечения (тепло-, энерго-, водопроводных сетей) и резкое ухудшение состояния жилого фонда. Эта угроза обусловлена следующими факторами: намерением федеральных властей прекратить все виды субсидирования жилищно-коммунального хозяйства; повышением тарифов на услуги и продукцию энергетических и инфраструктурных монополий; низким уровнем доходов населения; дефицитом инвестиционных ресурсов; слабостью банковской системы Республики Бурятия; практически неразвитым фондовым рынком.
2.2. Конкурентные преимущества Республики Бурятия
Основу для стабильного экономического и социального развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе определяют конкурентные преимущества Республики Бурятия, которые сводятся к следующим направлениям:
1. Возможность совершенствования структуры экономики. Ориентация социально-экономического развития Республики Бурятия на поддержку и стимулирование:
перспективных экспортоориентированных производств;
производств, обладающих большим научно-техническим потенциалом, способных конкурировать на мировом и внутрироссийском рынках;
производств, имеющих важное значение для внутриреспубликанского рынка (агропромышленный комплекс и стройиндустрия).
2. Значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (месторождения полиметаллов, вольфрама, молибдена, фосфоритов, цеолитов, флюорита), лесных ресурсов, позволяющие создавать новые производственные мощности. Республика Бурятия располагает топливно-энергетическими ресурсами, достаточными для создания надежной топливной базы. Рыбохозяйственное значение имеет озеро Байкал и многочисленные озерные системы Республики Бурятия.
3. Использование брэнда "озеро Байкал", превращающего "байкальский фактор" из ограничения развития в сравнительное преимущество для Республики Бурятия. Озеро Байкал и рекреационные ресурсы (около 360 целебных источников, 20 санаторно-курортных учреждений) обеспечивают конкурентную базу для развития санаторно-курортных и туристических услуг.
4. Возможность создания и развития индустрии туризма с использованием ресурсов озера Байкал и его прибрежной зоны, национальных парков, горно-таежных урочищ хребта Хамар-Дабан и степных пространств. Это позволяет развивать маршрутный туризм, в том числе экологический и научный, историко-познавательный, этнографический, водно-рафтинговый, горнолыжный туризм, туризм выходного дня и др. Новые механизмы федеральной поддержки туристической деятельности (особые рекреационные зоны) позволяют быстрыми темпами развивать туристическую инфраструктуру, содействовать развитию новых форм туризма.
5. Наличие международного аэропорта, регионального участка Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали создают необходимые условия для организации транзитного товаропотока и транспортного обслуживания существующих и вновь создаваемых производств.
6. Пограничное положение Республики Бурятия (наличие общей границы с Монголией), близость переходов через российско-китайскую границу, а также к странам Северо-Восточной Азии дает возможность наращивания внешнеторгового оборота.