Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008-2012 ГОДЫ

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008-2012 ГОДЫ

{Изменен: Законом Магаданской области от 03.08.2009 N 1181-ОЗ}

{Изменен: Законом Магаданской области от 29.12.2008 N 1089-ОЗ}

{Изменен: Законом Магаданской области от 27.04.2010 N 1260-ОЗ}


Наименование Программы

- областная целевая программа "Старшее поколение Магаданской области" на 2008-2012 годы

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; распоряжение губернатора Магаданской области от 18 декабря 2006 года N 939-р "О плане законопроектной работы администрации Магаданской области на 1 полугодие 2007 года"

Заказчик Программы

- администрация Магаданской области

Разработчик Программы

- департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области

Исполнители Программы

- департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области; государственные учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Магаданский областной психоневрологический интернат" (далее ГСУСОССЗН "Магаданский областной психоневрологический интернат"); - государственное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (В ред. Закона Магаданской области http://192.168.1.39:8080/content/ngr/RU49DMJ200800162.doc )

Цель Программы

- создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе их материальной поддержки, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества

Задачи Программы

- материальная поддержка пожилых людей, проживающих на территории Магаданской области; поддержание жизненной активности пожилых людей мерами оздоровительного характера; совершенствование деятельности учреждений, входящих в государственную систему социальных служб укрепление их материально-технической базы; предоставление социальных услуг пожилым людям на условиях реализации принципа индивидуального подхода, применение эффективных инновационных моделей социального обслуживания, приближенных к нуждам пожилых людей (В ред. Закона Магаданской области http://192.168.1.39:8080/content/ngr/RU49DMJ200800162.doc )

Сроки реализации Программы

2008-2012 годы

Объемы и источник финансирования Программы (параметр в редакции Закона Магаданской области от 27.04.2010 N 1260-ОЗ ) (строка в ред. Закона Магаданской области от 08.12.2010 N 1335-ОЗ )

- общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 42688,82 тысячи рублей, из них средства, полученные из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на социальные программы, – 3342,89 тысячи рублей, в том числе из общего объема средств по годам: 2008 год – 8855,29 тысячи рублей; 2009 год – 9274,53 тысячи рублей; 2010 год – 9535,0 тысячи рублей; 2011 год – 7512,0 тысячи рублей; 2012 год – 7512,0 тысячи рублей

Ожидаемые конкретныерезультаты Программы

- улучшение социально-экономического положения пожилых людей; создание отвечающей современному этапу развития и региональным особенностям нормативной правовой базы по вопросам социального обслуживания, повышение уровня правовых гарантий граждан старшего поколения; стимулирование и поддержка активной жизненной позиции пожилых людей; повышение качества жизни граждан старшего поколения и максимальное продление их самостоятельности в пожилом возрасте; повышение качества социального обслуживания, развитие инновационных моделей социального обслуживания, приближенных к нуждам пожилых людей

Система организации контроля за исполнением Программы (В ред. Закона Магаданской области http://192.168.1.39:8080/content/ngr/RU49DMJ200800413.doc )

контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с областным законодательством.

Индикаторы Программы (Введен Законом Магаданской области http://192.168.1.39:8080/content/ngr/RU49DMJ200800413.doc )

- численность граждан старшего поколения, охваченных новыми формами социального обслуживания; - численность неработающих пенсионеров, ветеранов, получивших бесплатную подписку на газету "Магаданская правда" (пятничный выпуск); - численность граждан старшего поколения, получивших бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение в санаторных учреждениях Магаданской области.

1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета

Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения. В России пожилые люди по нормам законодательства - это женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Они составляют особую социально-демографическую группу населения.

90-е годы XX века - период, когда процесс старения населения России закрепился. С 1995 года доля пожилых людей в составе населения превысила 20 процентов.

Устойчивый рост доли пожилых людей характерен и для Магаданской области.

На 01 января 2007 года в Магаданской области насчитывалось более 23 тысяч человек, принадлежащих по возрасту к старшему поколению. Удельный вес пожилых людей, проживающих на территории Магаданской области, составляет 13,6 процентов. Относительно низкий удельный вес населения старшего поколения обусловлен спецификой жизнедеятельности области, ее социально-экономическими особенностями.

По прогнозу Госкомстата Российской Федерации в результате миграционного оттока населения, в основном молодых и средних возрастов, к 2016 году доля пожилых людей в Магаданской области вырастет до 25 процентов.

Согласно классификации Организации объединенных наций население государства считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более в общем числе превышает 7 процентов. В Магаданской области этот показатель составляет 6,2 процента. Таким образом, наша область продолжает оставаться достаточно "молодой" по сравнению с другими регионами России.

Старение населения, совпадающее с социально-экономическими преобразованиями, изменившими все стороны жизнедеятельности, особенно негативно отражаются на самочувствии пожилых людей. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, теряются связи с родными и близкими.

Экономическое положение старых людей еще до начала реформ в России не было удовлетворительным, однако люди, вышедшие на пенсию, имели возможность на тех или иных условиях продолжать трудовую деятельность. За последнее десятилетие такая возможность для большинства граждан оказалась утраченной, поскольку сказывается неудовлетворительное состояние здоровья и увеличивающаяся конкуренция со стороны молодежи. Чем старше возрастная группа, тем меньше в ней работающих, при этом большая доля приходится на женщин. По состоянию на 01 января 2007 года численность работающих граждан старшего поколения составила 9575 человек (41,5 процента от общей численности пенсионеров, относящихся по возрасту к пожилым). В возрастной группе 70 лет и старше численность работающих пенсионеров составила 527 человек (10,1 процента от общей численности пенсионеров), из них 347 человек (66 процентов) составляют женщины.

Главным, а зачастую и единственным источником доходов пожилых людей является пенсия, средний размер которой по состоянию на 01 января 2007 года составил 4608,05 рублей. Несмотря на то, что этот показатель несколько превышает прожиточный минимум пенсионера (3818 рублей), пожилые граждане, проживающие в условиях Крайнего Севера и прекратившие трудовые отношения, нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства.

В связи с этим актуальным является проведение мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета, позволяющих с учетом возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного и имущественного положения, оказать необходимую социальную поддержку пожилым неработающим гражданам, способствующую улучшению их жизнеобеспечения.

Одним из ведущих звеньев социального блока является социальное обслуживание.

В 2005-2007 годах в Магаданской области была сформирована государственная система социальных служб, структура которой оптимизирована с учетом региональных особенностей.

В настоящее время стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляют четыре государственных учреждения, одно из которых ( дом-интернат "Ветераны Колымы" ( введено в действие в августе 2006 года. В течение 2006 года стационарное социальное обслуживание было предоставлено 692 пожилым гражданам и инвалидам.

Нестационарное социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов осуществляется в городе Магадане специализированным государственным учреждением "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", а также социальными работниками государственных учреждений социальной поддержки и социального обслуживания населения, расположенных в районах Магаданской области. Одним из наиболее востребованных видов социального обслуживания в области является социальное обслуживание на дому. В 2006 году численность пожилых граждан и инвалидов, которым были предоставлены социальные услуги на дому, составила 1114 человек. Около 900 граждан получили различные социальные услуги в отделении срочного социального обслуживания.

Спрос граждан пожилого возраста на социальные услуги и в будущем будет возрастать. Наличие большого числа групп пожилых людей с особыми потребностями (инвалидов пожилого возраста, долгожителей, одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых людей отдаленных сельских районов, в том числе национальных, и др.) приводит к изменению структуры спроса на социальные услуги. Именно поэтому предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания.

Создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей, предоставление социальных услуг пожилым людям на условиях реализации принципа индивидуального подхода, применение эффективных инновационных моделей социального обслуживания, приближенных к нуждам пожилых людей - являются основными направлениями деятельности государственной системы социальных служб.

Новый взгляд на роль и возможности пожилых людей служит стимулом для совершенствования теории и практики социальной работы. Все более активная роль России в мировом сообществе повышает ответственность социальных работников. Современный уровень специалистов социальной сферы предполагает постоянное повышение интеллектуально-нравственного потенциала и формирование личностной этической позиции на основе глубокого осмысления общечеловеческих ценностей и принципов социальной работы. В связи с этим актуальным становится повышение квалификации специалистов государственной системы социальных служб.

Вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан старшего поколения входят в число приоритетных задач, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, 25 апреля 2005 года, 10 мая 2006 года, 26 апреля 2007 года.

Постоянное внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном, так и на региональном уровне, улучшение положения пожилых людей являются составной частью сильной государственной социальной политики. Решение поставленных задач возможно на основе комплексного программно-целевого подхода, ориентированного на конечные социально-экономические результаты.