В соответствии с Программами социально-экономического развития Российской Федерации и Орловской области на среднесрочную перспективу к приоритетным направлениям государственной политики относится государственная поддержка и улучшение положения детей.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года подчеркнута необходимость реализации эффективных программ материнства, детства и семьи.
В Орловской области проживает 151 тысяча 923 несовершеннолетних. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (3422 человека), дети-инвалиды (3413 человек) и дети, находящиеся в социально опасном положении (3098 человек). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
Ухудшение экологической обстановки, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей и особенно матерей ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности. Не в полном объеме предпринимаются меры по выявлению детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, и оказанию им государственной помощи в жизнеустройстве. Острой остается проблема социального сиротства и защиты от безответственного отношения деморализованных родителей к здоровью и воспитанию детей. Все эти факторы влияют на снижение доли детей и подростков в общей численности населения (в 2003 году -20,4%, в 2006 году -18,2%).
Социально-экономическая и демографическая ситуация в регионе подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей.
Областная комплексная программа "Дети Орловщины" на 2007-2010 годы является продолжением программы "Дети Орловщины" на 2003-2006 годы. В результате реализации программных мероприятий 2003-2006 годов было достигнуто:
- увеличение рождаемости с 8,6 промилле в 2003 году до 9 промилле в 2006 году;
- снижение младенческой смертности с 11 промилле в 2003 году до 9,7 промилле в 2006 году;
- снижение заболеваемости детей инфекционными болезнями, наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
- снижение количества детей-инвалидов с 3673 человек в 2003 году до 3413 человек в 2006 году;
- увеличение количества детей и подростков, охваченных организованными формами круглогодичного оздоровления и отдыха;
- увеличение числа лиц, получивших в учреждениях социального обслуживания помощь различного рода;
- увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семью.
Вместе с тем не удалось преодолеть некоторых негативных тенденций, в частности отмечаются:
- высокий уровень смертности детей первого года жизни от врожденных аномалий развития, заболеваний перинатального периода, напрямую связанных с состоянием здоровья матери;
- сохранение высокого числа случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями;
- рост на 24% по сравнению с 2003 годом показателей заболеваемости детей до 14 лет;
- высокий уровень социального сиротства.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, с семейным неблагополучием, социальным сиротством и детской инвалидностью, обусловливает необходимость их решения в рамках программно-целевого метода, обеспечивающего высокий уровень межведомственной координации при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.
Новизна Программы состоит в следующем:
- ориентация на профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей в частности;
- направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.