Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 27 сентября 2007 года N 51-ЗРХ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЬНЫХ СИЛ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"

Принят Верховным Советом Республики Хакасия 19 сентября 2007 года

(с изменениями от 05.05.2008 г., Закон Республики Хакасия N 11-ЗРХ, НГР RU19000200800124)

(с изменениями от 04.05.2009 г., Закон Республики Хакасия N 43-ЗРХ, НГР RU19000200900142)

(с изменениями от 15.02.2010 г., Закон Республики Хакасия N 08-ЗРХ, НГР RU19000201000054)

(фактически утратил силу)

Настоящий Закон принят в целях повышения уровня пожарной безопасности и защиты населения и территорий Республики Хакасия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие материально-технической базы пожарных и спасательных сил на территории Республики Хакасия на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа).

Статья 2


Правительству Республики Хакасия предусматривать финансовые средства на реализацию Программы при разработке проектов законов Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008, 2009 и 2010 годы.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь

Приложение

к Закону Республики Хакасия

"Об утверждении республиканской

целевой программы

"Развитие материально-технической

базы пожарных и спасательных сил

на территории Республики Хакасия

на 2008- 2010 годы"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЬНЫХ СИЛ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
республиканской целевой программы "Развитие материально-технической базы пожарных и спасательных сил на территории Республики Хакасия на 2008 - 2010 годы"


Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Развитие материально-технической базы пожарных и спасательных сил на территории Республики Хакасия на 2008 - 2010 годы"

Основание для разработки Программы

- федеральные законы от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с последующими изменениями)

, Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия

Государственные заказчики Программы

- Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

Цели и задачи Программы

- целями Программы являются создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности в Республике Хакасия, снижение числа случаев гибели и травматизма людей, размера материальных потерь от пожаров, укрепление материально-технической базы подразделений противопожарной службы Республики Хакасия, снижение социально-экономических последствий от возможных чрезвычайных ситуаций. Задачами Программы являются: материально-техническое оснащение подразделений противопожарной службы Республики Хакасия; строительство пожарных депо; совершенствование объединенной системы оперативного диспетчерского управления Республики Хакасия

Показатели результативности

- оснащенность подразделений противопожарной службы Республики Хакасия пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и другими техническими средствами (в %); обеспеченность противопожарной службы Республики Хакасия пожарными депо (в %); прямой материальный ущерб от одного пожара (руб.); общее количество случаев гибели людей на 100 пожаров (чел.); время прибытия подразделений противопожарной службы Республики Хакасия на пожар (мин.); количество населенных пунктов, находящихся за пределами нормативного радиуса обслуживания (в %); размер предотвращенного социально-экономического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций (руб.)

Сроки реализации Программы

- 2008-2010 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия составит 331141 тыс. рублей, в том числе:

2008 год - 36000 тыс. рублей;

2009 год - 111460 тыс. рублей;

2010 год - 183681 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- по показателям непосредственного результата реализации программных мероприятий планируется: повысить оснащенность подразделений противопожарной службы Республики Хакасия пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и другими техническими средствами в среднем на 41,8%; увеличить обеспеченность противопожарной службы Республики Хакасия пожарными депо на 13,1%. По конечным целевым показателям в результате реализации программных мероприятий ожидается: уменьшить прямой материальный ущерб от одного пожара на 17%; снизить общее количество случаев гибели людей на 100 пожаров на 26%; сократить время прибытия подразделений противопожарной службы Республики Хакасия на пожар на 12%; уменьшить количество населенных пунктов, находящихся за пределами нормативного радиуса обслуживания, на 13%; предотвратить возможный социально-экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций на 28%.

1. Характеристика проблемы

Одним из проблемных вопросов, напрямую влияющих на социально-экономическое развитие Республики Хакасия, является обеспечение пожарной безопасности. Анализ информации о пожарах с учетом структуры и динамики их изменений свидетельствует о том, что они являются значительными источниками социальных и экономических потерь, представляют существенную угрозу для безопасности граждан и экономики республики и, как следствие, препятствуют устойчивому социально-экономическому развитию Республики Хакасия.

Обстановка с пожарами за пять последних лет (2002 - 2006 гг.) характеризуется следующими основными показателями. За этот период на территории Республики Хакасия зарегистрировано 4645 пожаров, прямой материальный ущерб составил около 30 млн. рублей. Количество погибших на пожарах составило 289 человек, а количество травмированных - 86 человек. Анализируя показатель прямого ущерба от одного пожара, можно отметить, что с 2003 по 2006 год ущерб увеличился на 24,5%. По показателю общего количества случаев гибели людей на 100 пожаров в динамике за последние годы наблюдается его планомерное увеличение с 6,1 в 2002 году до 6,6 в 2006 году. Таким образом, размер данного показателя увеличился на 8,2%, а средний ежегодный прирост составил 1,6%.

Причиной абсолютного большинства пожаров является человеческий фактор. Граждане зачастую безответственно и небрежно относятся к требованиям правил пожарной безопасности. На это влияют сложные социально-демографические процессы в обществе, низкий уровень доходов основной части населения республики. Лидирующими причинами пожаров, произошедших в Республике Хакасия в период с 2002 по 2006 год, стали: неосторожное обращение с огнем (38,8% от общего количества пожаров), нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования (25,0% от общего количества пожаров), нарушение правил устройства и эксплуатации печного отопления (13,4% от общего количества пожаров).

Серьезную опасность для социально-экономического развития Республики Хакасия могут представлять чрезвычайные ситуации техногенного характера. Одним из источников техногенных чрезвычайных ситуаций являются пожаро- и взрывоопасные объекты. В настоящее время в Республике Хакасия функционирует 50 пожаро- и взрывоопасных объектов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую и социальную значимость для республики, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций проживает 1,85 тыс. человек, а общий материальный ущерб может составить более 100 млн. рублей.

Не менее опасными источниками техногенных чрезвычайных ситуаций являются потенциально опасные объекты, использующие в своем производстве аварийно-химические опасные вещества (далее - АХОВ). На данный момент в Республике Хакасия действует 22 химически опасных объекта. В основном они используют в своем производстве аммиак и хлор, которых в республике на сегодняшний день насчитывается около 78 тонн (аммиак -54 тонны, хлор - 24 тонны). При аварии на химически опасном объекте социально-экономический ущерб может быть значительным, так как в зонах возможного воздействия поражающих факторов при выбросе АХОВ проживает 38,4 тыс. человек. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом АХОВ, также привлекаются подразделения противопожарной службы Республики Хакасия.

Опасность представляют чрезвычайные ситуации, связанные с лесными и степными пожарами. Всего в республике расположено 104 населенных пункта, прилегающих к лесным массивам, что составляет 37,8% от общего их количества. В случае ухудшения лесопожарной обстановки не исключается угроза их возгорания от лесных пожаров, что может привести к значительному социально-экономическому ущербу.

Таким образом, достаточно существенный ежегодный материальный ущерб от пожаров, количество погибших и травмированных при пожарах, а также значительный ущерб от возможных чрезвычайных ситуаций негативно отражаются или могут отрицательно повлиять на социально-экономическое развитие Республики Хакасия.

Несмотря на некоторое снижение количества пожаров за последние годы, серьезную озабоченность вызывают возможности подразделений противопожарной службы Республики Хакасия по тушению пожаров. Недостаточная техническая оснащенность и малочисленность боевых расчетов отрицательно сказываются на их боеготовности, ограничивают возможность ликвидации пожаров в кратчайшее время.

На сегодняшний день на вооружении подразделений противопожарной службы Республики Хакасия находится 85 единиц основной пожарной техники (пожарные автоцистерны), из них 58 содержатся за счет средств бюджета республики. Вся данная техника отработала по 20 и более лет и требует списания как выработавшая свой моторесурс (срок эксплуатации пожарной автоцистерны - 10,5 года). За последние десять лет на приобретение пожарной техники из республиканского бюджета денежных средств не выделялось. Показатель, характеризующий отношение фактического количества основной пожарной техники к количеству техники, подлежащей списанию, в 2002 году составлял 93%, в настоящее время он вырос до 100%. С 2003 года все основные пожарные автомобили, состоящие на балансе республики, подлежат списанию.

В соответствии с существующими нормами на вооружении подразделений противопожарной службы Республики Хакасия должно находиться 18 пожарных автолестниц, 3 пожарных автоподъемника с высотой подъема до 30 метров, одна пожарная автолестница с высотой подъема свыше 30 метров. Фактически в республике имеется всего 4 автолестницы, содержащиеся за счет федерального бюджета и состоящие в боевом расчете в городах Абакане, Черногорске и Саяногорске. Две из них подлежат списанию, так как срок эксплуатации специальной пожарной техники не должен превышать 12,5 лет. Из требуемых пожарных автоподъемников в наличии имеется два, которые также подлежат списанию. Приобретение пожарной автоцистерны с лестницей АЦЛ-3.0-40/17 планируется для обеспечения действий пожарных подразделений по спасению людей и тушению пожаров в населенных пунктах Республики Хакасия, где максимальная высота жилых зданий не превышает пяти этажей, что соответствует возможностям данного автомобиля. Использование автолестницы АЛ-30 с высотой подъема до 30 метров в данных населенных пунктах нецелесообразно.

Время прибытия пожарных подразделений к месту пожара превышает нормативные значения более чем в два раза. Достаточно большое количество населенных пунктов в Республике Хакасия находится за пределами нормативного радиуса обслуживания, который для сельской местности составляет 12 км. Так, из 270 населенных пунктов 155 с населением около 85 тыс. человек находится за пределом нормативного радиуса выезда подразделений противопожарной службы Республики Хакасия, что составляет 57,4% от общего количества населенных пунктов.

Не лучше положение обстоит и с наличием пожарных депо, общее требуемое количество которых составляет 76, фактически имеется 30. В целом исходя из расчетного количества пожарных депо общая численность личного состава противопожарной службы Республики Хакасия должна составлять 1796 человек. На сегодняшний день в подразделениях противопожарной службы Республики Хакасия числится 856 человек личного состава, что составляет 52,4% от нормативных значений. Из них за счет средств республиканского бюджета содержатся 679 человек, за счет средств федерального бюджета -177 человек.

Находящееся в подразделениях противопожарной службы Республики Хакасия пожарно-техническое вооружение эксплуатируется без замены на протяжении многих лет. Всего в перечне содержится 68 наименований пожарно-технического вооружения. Средний показатель оснащенности пожарно-техническим вооружением составляет 39,8%. Отсутствие нормативного количества пожарно-технического вооружения приводит к увеличению времени проведения специальных работ на пожаре, возрастают время тушения пожара, ущерб и затраты на его тушение. Оснащенность подразделений средствами защиты органов дыхания и зрения в среднем составляет 41%.

Укомплектованность подразделений противопожарной службы Республики Хакасия средствами связи также не соответствует нормативам - средний показатель некомплекта в целом по республике составляет 50%. Отсутствие радиосвязи напрямую увеличивает время передачи информации, что, в свою очередь, приводит к позднему вызову дополнительных сил, пожар развивается, увеличивается время тушения, возрастают материальный ущерб от пожара и затраты на его тушение.

Из вышеизложенного следует, что требуется разработка неотложных мер, направленных на снижение социального и материального ущерба от пожаров, уменьшение рисков и смягчение последствий от возможных чрезвычайных ситуаций. Этой цели можно добиться только выполнением комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в Республике Хакасия, предусматривающего укрепление материально-технической базы подразделений противопожарной службы Республики Хакасия.

Указанная система мер требует значительных капитальных затрат и по характеру и режиму использования предназначена для государственных нужд. При жестком ограничении бюджетного финансирования успешное комплексное решение подобных масштабных задач возможно лишь с использованием программно-целевых методов. Данные обстоятельства потребовали разработки республиканской целевой программы "Развитие материально-технической базы пожарных и спасательных сил на территории Республики Хакасия на 2008 - 2010 годы".

2. Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности в Республике Хакасия, снижение числа случаев гибели и травматизма людей, размера материальных потерь от пожаров, укрепление материально-технической базы подразделений противопожарной службы Республики Хакасия, снижение социально-экономических последствий от возможных чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи Программы:

материально-техническое оснащение подразделений противопожарной службы Республики Хакасия пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и другими техническими средствами;

строительство пожарных депо;

совершенствование объединенной системы оперативного диспетчерского управления Республики Хакасия.

Срок реализации программных мероприятий три года: 2008 - 2010 годы.

При выполнении намеченных в Программе задач при условии своевременного финансирования предполагается за этот период достигнуть в борьбе с пожарами положительных результатов. Это позволит обеспечить относительное сокращение человеческих и имущественных потерь от пожаров, создать эффективную скоординированную систему пожарной безопасности, снизит возможные последствия от чрезвычайных ситуаций, а также укрепит материально-техническую базу подразделений противопожарной службы Республики Хакасия.

Для оценки используются показатели результативности Программы, которые подразделяются на два вида:

показатели непосредственного результата реализации программных мероприятий, характеризующие материально-техническую обеспеченность подразделений противопожарной службы Республики Хакасия;

показатели конечных результатов, характеризующие эффект от реализации программных мероприятий.

К показателям непосредственного результата реализации программных мероприятий относятся:

оснащенность подразделений противопожарной службы Республики Хакасия пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и другими техническими средствами (в %);

обеспеченность противопожарной службы Республики Хакасия пожарными депо (в %).

К показателям конечных результатов реализации программных мероприятий относятся:

прямой материальный ущерб от одного пожара (руб.);

общее количество случаев гибели людей на 100 пожаров (чел.);

время прибытия подразделений противопожарной службы Республики Хакасия на пожар (мин.);

количество населенных пунктов, находящихся за пределами нормативного радиуса обслуживания (в %);

размер предотвращенного социально-экономического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций (руб.).

3. Перечень программных мероприятий

3.1. Приобретение пожарной техники и средств индивидуальной защиты органов дыхания.

В рамках реализации данного программного мероприятия планируется приобрести 21 основной пожарный автомобиль (автоцистерну), 3 пожарные автоцистерны с лестницей АЦЛ-3.0-40/17, 7 оперативно-служебных автомобилей.

Для материально-технического обеспечения средствами индивидуальной защиты органов дыхания планируется приобрести ПТС "Тест-комплект", газоанализаторы, дыхательные аппараты АП "Омега", запасные баллоны к дыхательным аппаратам, приборы для контроля эксплуатационных параметров дыхательных аппаратов КУ-9В.

Всего на реализацию мероприятия требуется 66,271 млн. рублей. Срок реализации мероприятия - 2008 - 2010 годы. Исполнителем мероприятия является Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.

3.2. Строительство объекта "Пожарная часть в Республике Хакасия, г. Абакан" (разработка проектно-сметной документации, строительство наружных инженерных сетей).

В целях оперативного реагирования на пожары планируется построить пожарное депо в г. Абакане. Для реализации мероприятия планируется разработать проектно-сметную документацию и построить наружные инженерные сети.

Всего на реализацию мероприятия требуется 28,885 млн. рублей. Срок реализации мероприятия - 2008 - 2009 годы. Исполнителем мероприятия является Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия.

3.3. Совершенствование объединенной системы оперативного диспетчерского управления Республики Хакасия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»