ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Республики Алтай "Социальное обслуживание населения в Республике Алтай"
1.1. Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению в Республике Алтай предприятиями и учреждениями социального обслуживания, независимо от форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица (далее - социальные службы), и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (далее - граждане или клиенты), требования к порядку и условиям оказания этих услуг, а также основные положения, определяющие объемы и качество социальных услуг.
1.2. Государственные учреждения социального обслуживания Республики Алтай, осуществляющие свою деятельность за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай предоставляют социальные услуги в соответствии с перечнем бюджетных услуг в области социальной политики, утвержденным Правительством Республики Алтай.
1.3. Социальные услуги (далее - услуги) в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
1.4. Социальные услуги предоставляются клиентам:
- в стационарных учреждениях социального обслуживания (стационарных отделениях учреждений);
- в полустационарных учреждениях социального обслуживания (отделениях временного проживания, дневного и ночного пребывания учреждений);
- в нестационарных учреждениях;
- на дому;
- в комплексных учреждениях социального обслуживания (отделениях комплексного характера учреждений);
- в иных учреждениях.
1.5. При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
2.1. Социально-бытовые услуги
2.1.1. Содействие клиентам в получении ими предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Алтай мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении.
2.1.2. Предоставление клиентам социальных служб жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.
2.1.3. Предоставление клиентам социальных служб в пользование мебели согласно нормативам.
2.1.4. Приготовление и подача пищи клиентам социальных служб, включая диетическое питание.
2.1.5. Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно нормативам.
2.1.6. Оказание социально-бытовых услуг индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений социального обслуживания, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы.
2.1.7. Оказание помощи в написании и прочтении писем.
2.1.8. Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.
2.1.9. Содействие в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).