Охрана труда является важным фактором социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ). Производственный травматизм и профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников организаций, так и для автономного округа в целом.
В 2005 году в автономном округе практически каждый третий работник работал в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Численность работников, занятых тяжёлым физическим трудом, составила более 17 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 7%. Состояние условий труда, определяющее уровень производственного травматизма и профессиональную заболеваемость, находится в прямой зависимости от совершенствования работы по различным направлениям управления охраной труда.
В рамках реализации программных мероприятий в автономном округе необходимо обеспечить тесное взаимодействие с учебными центрами по обучению охране труда, осуществлять контроль за качеством обучения. В настоящее время на территории автономного округа действует 13 обучающих организаций. В 2005 году в них прошли обучение более 1300 руководителей и специалистов различных видов экономической деятельности, 300 работников из отдельных категорий застрахованных (работники служб охраны труда, члены комиссий по охране труда, уполномоченные лица по охране труда, руководители бюджетных организаций).
В 2005 году установлен достаточно высокий уровень профессиональных рисков (16 случаев профзаболеваний в 2005 году против 3 случаев в 2003 году), медленно снижается количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сохраняется высокий уровень травматизма на предприятиях малого бизнеса.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надёжных систем предупреждения и локализации аварий, соблюдению требований норм и правил охраны труда при проектировании оборудования и технологических процессов.
Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, около половины несчастных случаев связаны с организацией труда. Это неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ и рабочих мест; допуск к руководству работами и к работе должностных лиц и работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Во многих случаях неудовлетворительная организация труда и производства является следствием отсутствия в организациях современных систем управления охраной труда.
Решение многих проблем сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации законодательной и нормативной базы в сфере обеспечения охраны труда. До настоящего времени на федеральном уровне не отработан чёткий экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
В этой связи реализация мероприятий Программы будет способствовать планомерному проведению работы в сфере обеспечения охраны труда, повышению социальной ответственности руководителей организаций, расположенных на территории автономного округа, и заинтересованности в создании соответствующих условий труда.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - это создание условий для снижения рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
Достижение данной цели предполагается осуществить программным методом посредством решения задач:
- совершенствование системы государственного управления охраной труда;
- развитие системы обучения охране труда;
- реализация механизма заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий и охраны труда работников.
Мероприятия Программы включают работы по следующим направлениям:
1. Статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда.
2. Организационное обеспечение охраны труда.
3. Взаимодействие с обучающими организациями, подготовка специалистов в сфере охраны труда.
4. Информационное обеспечение охраны труда, пропаганда передового опыта.
Проведение ежегодного мониторинга условий и охраны труда в автономном округе и анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости позволит установить основные объективные причины, способствующие увеличению уровня производственного травматизма и росту количества профессиональных заболеваний, и разработать систему мер по их предупреждению с последующим их внедрением в организациях автономного округа.
Формирование "актуального" банка данных о состоянии условий труда в организациях автономного округа позволит оперативно реагировать на изменение основных показателей в организации в сфере охраны труда и применять действенные меры по их устранению или предупреждению.
Для ускорения процесса проведения государственной экспертизы условий труда необходимо применение программного обеспечения. Количество проведённых экспертиз по условиям труда возросло в 2005 году по сравнению с 2003 годом в 6,8 раза.
Оказание практической и методической помощи организациям по специальным вопросам охраны труда, таких, как организация служб охраны труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда, улучшение условий труда для женщин и подростков, проведение экспертизы коллективных договоров в части соблюдения законодательства об охране труда, неизменно будет способствовать повышению социальной ответственности работодателей.
В связи с повсеместным отсутствием служб (специалистов) охраны труда в организациях малого бизнеса предполагается разработать для указанных организаций систему оказания государственных услуг в сфере охраны труда.
Осуществление взаимодействия с обучающими организациями будет производится путём:
- оказания консультативно-методической помощи учебным центрам по обучению охране труда;
- участие в аттестационных комиссиях по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций автономного округа.