Методические рекомендации по подготовке ведомственных целевых программ
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения подготовки проектов ведомственных целевых программ.
Целевая программа ведомства разрабатывается в виде единого документа, который содержит следующие разделы:
I. Паспорт целевой программы ведомства.
Паспорт целевой программы ведомства заполняется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
При формировании паспорта целевой программы ведомства в графе "Объёмы и источники финансирования" отражается объём финансирования на весь срок реализации целевой программы ведомства с разбивкой на бюджет действующих обязательств и бюджет принимаемых обязательств.
II. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена целевая программа ведомства.
Данный раздел целевой программы ведомства должен содержать:
- развёрнутую постановку проблемы (задачи), количественную оценку проблемы (задачи), анализ причин её возникновения;
- оценку соответствия проблемы (задачи) стратегическим целям и тактическим задачам субъекта бюджетного планирования;
- обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы (задачи) на ведомственном уровне.
III. Цели и задачи целевой программы ведомства.
В данном разделе программы даётся характеристика цели и задач программы, указывается стратегическая цель и тактические задачи субъекта бюджетного планирования, на решение которых направлена программа.
Совокупность задач программы должна в полной мере способствовать достижению цели программы, т.е. быть достаточной для её достижения.
Оптимальным вариантом при формировании программы является наличие одной цели и нескольких задач.
Формулировка цели и задач программы должна быть краткой и ясной, отражать решение проблемы в установленные программой сроки, т.е. конечный результат реализации программы.
IV. Описание ожидаемых результатов реализации программы.
В данном разделе целевой программы ведомства описываются значения целевых индикаторов и показателей цели, задач и мероприятий программы для каждого этапа реализации программы и методики расчёта целевых индикаторов программы.
При разработке системы целевых индикаторов рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
- минимизация количества планируемых (отчётных) индикаторов при сохранении полноты информации и своевременности её представления;
- индикатор цели программы должен отражать конечный результат деятельности;
- индикатор задач программы должен отражать непосредственный результат деятельности, при этом конечный результат деятельности характеризуется эффектом для внешних потребителей государственных услуг, непосредственный результат деятельности характеризует объём и качество государственных услуг внешним потребителям.
Используемые индикаторы должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
- адекватность: индикатор должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели программы или реализации мероприятия;
- точность: погрешности измерения не должны приводить к искажённому представлению о результатах деятельности субъекта бюджетного планирования;
- объективность: не допускается использование индикаторов, улучшение отчётных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
- однозначность: определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов;