98. Значительной проблемой рынка труда Калининградской области является его разбалансированность с рынком образовательных услуг. Так, при дефиците трудовых ресурсов из 10,0 тысяч выпускников очных отделений государственных учебных заведений, ежегодно выходящих на рынок труда, 80% молодых специалистов являются управленцами и служащими и только 20% имеют рабочие профессии. Проводимые реформы в этой сфере позволят частично снять остроту проблемы не ранее чем к 2012 году.
99. На территории области отсутствует система подготовки кадров как единая функционирующая система. В настоящее время сосуществуют профессиональные учебные заведения, сохранившие ориентацию на потребности плановой экономики, и быстро развивающиеся коммерческие структуры, делающие бизнес в сфере образования. Несмотря на то, что все учебные заведения фактически работают только на областной рынок труда, они в основном не ориентированы ни на потребности экономики области, ни на трудоустройство своих выпускников. В результате формируются трудовые ресурсы, на 80% состоящие из управленцев высшего и среднего звена и только на 20% - из рабочих. При этом из 3,0 тыс. безработных, ежегодно переобучаемых службой занятости, 2/3 составляет молодежь в возрасте 17-29 лет.
100. При существующей сети учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, готовящей рабочие кадры, возможно увеличение числа обучающихся и студентов в 2 раза. В соответствии с предложенной Министерством образования Калининградской области концепцией реструктуризации этих учреждений будут созданы ресурсные центры с системой филиалов, расположенных в муниципальных школах. Ресурсный центр представляет собой действующее образовательное учреждение профессионального образования, материально-техническая база которого будет использоваться в учебном процессе другими образовательными учреждениями.
101. В трех ведущих вузах региона: Российском государственном университете им. И. Канта, Калининградском государственном техническом университете и Балтийской государственной академии - обучается свыше 60% студентов области. Эти вузы представляют широкий спектр образовательных программ высшего профессионального образования как гуманитарного, так и технического профиля.
102. Согласно прогнозу к 2020 году на 1 трудоспособного жителя области будет приходиться около 3 нетрудоспособных, в связи с чем необходимо принятие комплекса мер по привлечению на территорию области дополнительных трудовых ресурсов. Расчетные показатели по рынку труда представлены в приложении N 3 Программы (не приводится).
103. Общая сумма средств, затраченных на реализацию мероприятий активной политики занятости по итогам 2005 года, составила 19,0 миллиона рублей. На организацию социальной поддержки безработных граждан области из федерального бюджета было направлено и израсходовано 108,6 миллиона рублей. Финансирование указанных направлений деятельности можно считать удовлетворительным. Задержек с выплатой пособий и стипендий переобучаемым безработным в области не зафиксировано. С учетом инфляционных издержек, при отсутствии предпосылок к значительным изменениям уровня официальной безработицы суммы, необходимые для финансирования мероприятий активной политики занятости и социальной поддержки безработных граждан, будут расти ежегодно на 6-9%.
Общая характеристика территорий по приему и размещению переселенцев в Калининградской области
104. По своим масштабам процесс сопоставим с темпами заселения территории Восточной Пруссии после 1945 г. На декабрь 1946 г. здесь проживало уже 250 тыс. переселенцев (около 71 тыс. семей из России и Белоруссии).
105. Реальная динамика процесса организованного переселения должна учитывать следующие пропорции по годам (2007-2012 годы): 10 тыс. человек (3 тыс. семей) + 20 тыс. человек (6 тыс. семей) + 40 тыс. человек (12 тыс. семей) + 70 тыс. человек (21 тыс. семей) + 110 тыс. человек (33 тыс. семей) + 50 тыс. человек (15 тыс. семей) = 300 тыс. переселенцев (90 тыс. семей).
106. Выход на уровень 110 тыс. переселенцев в год (т.е. около 33 тыс. семей) к концу пятилетнего срока действия Программы позволит стабильно вывести процесс ресурсного обеспечения растущей экономики области квалифицированными кадрами и создаст реальные предпосылки для выхода из демографического кризиса, решив проблему народонаселения области на долгосрочную перспективу. Указанный уровень объемов ежегодного переселения будет сохранен на период следующего этапа реализации Программы.
107. В целом за время реализации Программы с 2007 по 2012 годы планируется дополнительно создать до 233300 рабочих мест (2007 год - 23700, 2008 год - 22800, 2009 год - 23800, 2010 год - 50000, 2011 год - 70000, 2012 - 33000).
108. Постановлением Правительства Калининградской области от 26 сентября 2006 года N 700 утверждена целевая Программа Калининградской области "Жилище" на 2006-2010 гг., в рамках которой к концу 2012 года планируется ввести в эксплуатацию 8 млн. кв. м жилья.
109. Исходя из заявленной численности участников Программы (85700 человек), семьям которых потребуется жилищное обустройство, социальной нормы жилья - 18 кв. м/чел., с учетом коэффициента семейственности (3,5), принятого в Программе, потребуется 5,4 млн. кв. м общей площади жилья.
110. Кроме того, в ходе реализации Программы предполагается организовать маневренный жилой фонд, предназначенный для целевого использования по временному размещению переселенцев - областные и муниципальные центры временного размещения переселенцев (с соответствующей социальной инфраструктурой). Данные центры позволят решить вопросы временного размещения переселенцев сроком до 3 месяцев и их регистрации в органах ФМС России по Калининградской области.
111. Одним из основных путей решения жилищной проблемы в рыночных условиях является ипотечное кредитование жилищного строительства.
Программные мероприятия ипотечного жилищного кредитования, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, будут реализовываться в форме предоставления субсидий молодым семьям на приобретение жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома. Финансирование программных мероприятий по этому направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования в Калининградской области" целевой Программы Калининградской области "Жилище" на 2006-2010 годы.
112. По мере развития производственной базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и строительного комплекса могут быть определены условия по обеспечению жильем добровольных переселенцев.
В приложении N 4 Программы (не приводится) представлены основные сведения о Калининградской области по состоянию на начало 2006 года.
113. Обеспечение области топливно-энергетическими ресурсами до 2006 года почти полностью осуществлялось за счет поставок с территории Российской Федерации (до 90% электроэнергии, 100% газа, угля и нефтепродуктов).
В этих условиях развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) области является гарантом обеспечения его энергетической безопасности и напрямую влияет на его дальнейшее социально-экономическое развитие.
Электроэнергетика области в основном объединена в энергосистему ОАО "Янтарьэнерго" (дочернее предприятие РАО "ЕЭС России").
114. Связь Калининградской энергосистемы с Литвой осуществляется по трем ВЛ 330 кВ Советск - Клайпеда, Советск - Круонис, Советск - Юрбаркас и трем ВЛ 110 кВ, пропускная способность которых в нормальных режимах оценивается величиной 700 МВт; в отдельных ремонтных и режимных условиях пропускная способность сечения Калининградская область - Литва может быть снижена до 200 МВт.
115. Базовым энергоисточником Калининградской области является Калининградская ТЭЦ-2. В октябре 2005 года осуществлен пуск первого энергоблока станции (установленная электрическая мощность 450 МВт). За I-III квартал 2006 г. электростанцией выработано 1720 млн. кВт.
116. ОАО "Янтарьэнерго" включает в себя электростанции суммарной установленной электрической мощностью 130 МВт. Это ГРЭС-2 в г. Светлом (114,8 МВт), ТЭЦ-5 в г. Гусеве (15,5 МВт), Правдинская ГЭС-3 (1,1 МВт), Озерская ГЭС (0,5 МВт). С 2002 года в Зеленоградском районе эксплуатируется ветроэлектрическая станция общей установленной электрической мощностью 5,1 МВт.
117. Кроме вышеперечисленных генерирующих источников в Калининградской области имеются блок-станции в городах Советске - ТЭЦ-10 (36 МВт, ОАО "Советский ЦБЗ"), Калининграде - ТЭЦ-9 (18 МВт, ЗАО СП "Цепрусс").
118. Общая установленная мощность местных источников электроэнергии составляет 647 МВт, с учетом технической изношенности ряда источников располагаемая мощность не превышает 520 МВт.
119. Динамичное развитие экономики области привело к росту потребления топливно-энергетических ресурсов. Так, потребление электроэнергии в области в 2005 году составило 3,58 млрд. кВт.ч (на 12% больше уровня 2001 года), в 2006 году - оценивается на уровне 4 млрд. кВт.ч.
120. К 2010 году планируется завершить строительство второго энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 и довести электрическую мощность станции до 900 МВт. В случае значительного прироста населения области необходимо рассмотреть вопрос о сооружении к 2015 году третьего энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 (установленная электрическая мощность станции составит 1350 МВт).