Недействующий

О государственной целевой программе "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" (утратил силу с 30.12.2010 на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 N 874-З N 641-IV)

2.1. Развитие ипотеки земельных участков


Важнейшим условием развития сельского хозяйства является проведение государством эффективной земельной политики, призванной решить вопросы собственности на землю, вовлечения ее в гражданско-правовой оборот для удовлетворения потребностей общества и населения, упорядочения налоговых отношений с землепользователями.

Согласно годовому отчету земельного баланса Республики Саха (Якутия), составляемому Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РС (Я), по состоянию на 1 января 2006 года земли сельскохозяйственного назначения составляют 24632,1 тыс.га или 7,9% территории республики. При этом фактическая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 1639,2 тыс.га, из них пашни - 110,0 тыс.га, сенокосы - 718,2 тыс.га, пастбища - 794,9 тыс.га, многолетние насаждения - 1,0 тыс.га, залежи - 15,1 тыс.га.

Также согласно данному отчету земли сельскохозяйственного назначения распределены среди землепользователей всех организационно-правовых форм - 39 акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, 168 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 71 государственных унитарных предприятий, 3 опытно-производственных хозяйств, 1 совхоза, 1 агрофирмы, 3 конезаводов, 1 птицефабрики, 3896 крестьянских хозяйств, 257 общиннородовых хозяйств, 138344 личных подсобных хозяйств. За ними официально закреплено 411,8 тыс.га сельскохозяйственных угодий.

Министерством сельского хозяйства РС (Я) совместно с Министерством имущественных отношений РС (Я) планируется проведение политики по развитию ипотеки земельных участков как разновидности имущественного залога, который служит обеспечением исполнения обязательств по кредиту, полученному владельцем участка.

Цели предоставления кредита под залог земельного участка или права аренды: на развитие сельскохозяйственного производства, улучшение земель, приобретение земельного участка и т. д.

Предметом ипотеки может быть как сам земельный участок, так и арендные права на него. Законом устанавливается для этого вида залога особый режим, согласно которому ипотека арендного права может осуществляться только с согласия собственника земельного участка (арендодателя) на срок, не превышающий срок аренды.

В соответствии с нормативными актами, утверждаемыми Россельхозбанком, предусматривается:

- создание технологии долгосрочного кредитования сельских товаропроизводителей под залог земельных участков, оформленных в собственность в соответствии с действующим законодательством, а также находящихся в долговременной аренде;

- выдача долгосрочных кредитов сроком до 15 лет, обеспеченных залогом земельных участков, на создание, реконструкцию и модернизацию материально-технической базы сельских хозяйств;

- привлечение коммерческих банков к участию в проекте на основе предлагаемой банком технологии рефинансирования их земельно-ипотечных активов;

- меры по оформлению рынка ценных ипотечных бумаг, обеспеченных земельными активами, что позволит привлекать на финансовом рынке денежные средства, необходимые для дальнейшего наращивания объемов кредитования на основе земельной ипотеки.

В целях вовлечения сельхозтоваропроизводителей в систему ипотечного кредитования и функционирования нормального процесса оборота прав собственности на землю, проводится работа по созданию условий для оформления, ускоренной, упрощенной регистрации прав собственности сельских товаропроизводителей на их земельные участки.

В соответствии с действующим законодательством в залог могут передаваться:

- земельные участки, принадлежащие физическому или юридическому лицу на праве собственности;

- земельные участки, выделенные в натуре в счет доли в праве общей долевой собственности на земельные участки.