Приоритеты социально-экономического развития сельской местности в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу определялись в целом ряде республиканских целевых программ отраслевого характера, в каждой из которых в той или иной мере были предусмотрены мероприятия в сельской местности.
Первым опытом консолидации мероприятий в сельской местности стала Президентская Программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы (далее - Программа), которая представляла собой комбинированную программу, сочетающую отраслевой подход (развитие агропромышленного комплекса в целом) и территориальный подход (развитие отраслей экономики, наиболее востребованных в сельской местности). В то же время финансирование мероприятий в рамках Программы осуществлялось в части развития агропромышленного комплекса, по другим отраслям ресурсное обеспечение продолжало обеспечиваться по отраслевым целевым программам.
Практически все республиканские целевые программы предусматривали мероприятия в сельской местности. Например, за 2002-2006 годы на сельскую местность пришлось 80% всех построенных в республике дошкольных учреждений, 67% школ, 32% больничных учреждений, 21% амбулаторно-поликлинических учреждений. Методом народной стройки в рамках общереспубликанского движения построены более 120 спортивных сооружений.
В рамках реализации программы газификации населенных пунктов газифицирован 31 населенный пункт. Построено более 1300 км газопроводов, из них 315 км магистральных газопроводов, 191 км газопроводов-отводов, 820 км межпоселковых и внутрипоселковых газовых сетей. В результате переведены на газовое топливо 70 котельных и газифицировано более 11 тыс.жилых домов.
Для обеспечения электроснабжения жизнедеятельности сельского производства и социально-бытовой сферы села введены в эксплуатацию 23 дизельные электростанции в сельских населенных пунктах, построено линий электропередач в 13 селах протяженностью 69 км.
В рамках реализации программы реформирования и развития жилищно-коммунального комплекса модернизировано и реконструировано 179 котельных, введено 114 новых котельных, реконструировано 120 км тепловых сетей.
Сдано в эксплуатацию 278 км автомобильных дорог общего пользования и 598 погонных метров мостов.
Количество основных телефонных аппаратов в сельской местности в 2006 году доведено до 66 тыс.штук, что выше уровня 2002 года на 29%.
Всего по Инвестиционной программе РС (Я) на мероприятия в сельской местности в течение 2002-2006 годов затрачено 8,6 млрд.рублей, или 31% от общего объема инвестиций.
Несмотря на проведенную работу, не преодолен разрыв в уровне жизни между сельским и городским населением.
По данным органов госстатистики, в целом за 2002-2006 годы сохраняется территориальная дифференциация среднедушевых денежных доходов населения (разница достигает почти 5-кратного размера). Наибольший размер денежных доходов приходится на районы, ориентированные на добычу полезных ископаемых - Мирнинский и Анабарский районы (более 24 тыс.рублей в месяц), а также города Нерюнгри и Якутск (17-18 тыс.рублей). Наименьшие размеры денежных доходов отмечены в сельскохозяйственных районах - Намском, Мегино-Кангаласском, Горном, Хангаласском, Верхневилюйском, Амгинском (менее 6,5 тыс.рублей в месяц).
По данным обследования, проведенного органами госстатистики по бюджетам домашних хозяйств, в 2006 году располагаемые ресурсы домашних хозяйств составили в среднем 10,4 тыс.рублей на 1 члена домохозяйства в месяц, в том числе в сельской местности - 7,8 тыс.рублей, в городской - 11,8 тыс.рублей.
За 2002-2006 годы уровень занятости населения в сельской местности сохранялся на уровне 59%, что ниже уровня в городской местности на 6%. При этом среди молодежи и среднего возраста отклонение достигает 8%.
Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61% семей, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии. Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения.
В основной части сельского жилищного фонда отсутствуют элементарные коммунальные удобства. Водопроводом оборудовано 6% сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 41% (с учетом автономного отопления помещений), канализацией - 5%, горячим водоснабжением - 5% площади сельских жилых помещений.
Главные проблемы транспортного обслуживания сельского населения республики обусловлены слабым развитием наземных коммуникаций - низким техническим уровнем автомобильных дорог и мостовых переходов с преобладанием сети автозимников. При этом более 90% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения. Основной объем грузов в республике перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 43%.
Серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в арктических районах республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздушным транспортом и вездеходной техникой. В республике более 65% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт. Резкое сокращение парка подвижного состава авиатранспортных предприятий и высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, отсутствие оптимального типажа транспортной авиатехники и средств высокой проходимости является сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решения жизненно важных социальных задач в арктической зоне.
В сельской местности отмечается сужение доступа селян к основным социальным услугам - образованию и здравоохранению.
Наиболее высокий уровень общей и первичной заболеваемости населения наблюдается в северных и арктических улусах республики (Среднеколымский, Аллаиховский, Жиганский, Верхнеколымский и Оленекский), а также в тех районах, где имеет место неблагополучная экологическая обстановка (Вилюйский, Кобяйский и Нюрбинский). По данным органов государственной статистики в целом по республике в структуре общей заболеваемости значительное место занимают болезни органов дыхания, органов пищеварения, травмы и отравления. Высок уровень болезней, характеризующих социальное неблагополучие - туберкулеза, в том числе детского, алкоголизма, наркомании.
Сеть лечебно-профилактических учреждений сельского здравоохранения представлена 34 центральными улусными (районными) больницами, 172 сельскими участковыми больницами, 56 сельскими врачебными амбулаториями, 230 фельдшерско-акушерскими пунктами. Стационарная помощь оказывается на 7830 койках по различным профилям.
Износ лечебных зданий в целом по республике составляет 53%. Отмечается существенный износ и старение парка диагностического оборудования.
Количество ЛПУ, обслуживающих малонаселенные пункты, составляет 440 или 86% от общего количества. При этом отмечается нехватка и отсутствие врачей специалистов на местах - обслуживаемая территория в северных районах республики составляет до 13 кв.км. на 1 участкового врача. Мелкие населенные пункты, в которых проживает коренное население, ведущее традиционный образ жизни, рассредоточены по всей территории, для обслуживания которых участковые врачи вынуждены добираться по бездорожью.
Развитие системы образования в сельской местности сопряжено с более высокими издержками. Количество учащихся на 1 преподавателя в республике ниже, чем в среднем по России, что обусловлено низкой плотностью населения и преобладанием сельских населенных пунктов - 9 (по России - 13,5). Это означает, что в структуре финансирования образования большая доля приходится на оплату труда и меньше на учебные расходы. Оптимизация сети образовательных учреждений и увеличения соотношения "учащийся/преподаватель" позволило бы высвободить значительную долю средств для повышения уровня заработной платы учителей и приобретения оборудования. Но это затруднено в связи с неразвитой транспортной инфраструктурой. Из 629 сельских населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия, 25 районов из 35 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. В арктических районах связь с отдаленными населенными пунктами осуществляется только воздушным транспортом и вездеходной техникой.
Учреждения культуры в сельской местности не имеют возможностей для развития рынка услуг. Материально-техническое состояние большинства учреждений культуры в сельской местности признано неудовлетворительным: 44% зданий нуждаются в капитальном ремонте, 13% находятся в аварийном состоянии. Оборудование большинства учреждений культуры эксплуатируется в течение 15-20 лет. Более 50% инвентаря полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию, остальные морально и технически устарели. Обеспеченность компьютерной техникой библиотек, музеев и культурно-досуговых учреждений составляет 23%.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в сельской местности сократилась на одну треть, их единовременная пропускная способность составляет 12-17% норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5% взрослого населения и 8-10% учащейся молодежи.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. Сокращение численности сельского населения наблюдается во всех улусах республики, что обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями. Миграционный прирост сельского населения, начавшийся в начале 90-х годов, в настоящее время сменился оттоком. При этом интенсивность миграции молодежи из села в возрасте до 30 лет почти в 2 раза выше среднего уровня. При незначительном росте уровня рождаемости смертность сельского населения продолжает расти во всех группах, особенно у мужчин в возрасте 30-39 лет.
Разграничение собственности на землю, особенно для муниципальных образований, создает благоприятные предпосылки для решения многих социально-экономических проблем, непосредственным образом связанных с бюджетными возможностями территорий. Местные органы власти придают большое значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления муниципальной собственностью.