Деградация крупного сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в начале 90-х годов, общероссийский спад в агропродовольственном секторе негативно сказались на доходах и занятости сельского населения. Однако природно-климатические факторы Астраханской области сделали возможным самообеспечение населения путем ведения подсобного производства сельскохозяйственной продукции. Удельный вес ЛПХ и КФХ в агропромышленном комплексе Астраханской области начал увеличиваться с начала 90-х годов. За последние 15 лет ЛПХ и КФХ стали неотъемлемой частью сельской экономики региона. В настоящее время в области около 125 тыс. ЛПХ и 1,9 тыс. КФХ на 994 тыс. жителей. На их долю приходится 90,8% валовой продукции сельского хозяйства Астраханской области.
В современных условиях ЛПХ, КФХ, СМП выполняют ряд важнейших народно-хозяйственных функций:
- играют значительную роль в продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на местном, региональном и общероссийском продовольственных рынках;
- играют важную роль в решении социальных проблем села, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения;
- способствуют сохранению сельского населения и сельского образа жизни.
Вместе с тем производственный и социальный потенциал ЛПХ, КФХ, СМП все еще используется недостаточно эффективно. Они испытывают ряд проблем:
- существует дефицит кредитных ресурсов в силу слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита;
- не налажены эффективные системы сбыта продукции, материально-технического снабжения, производственного обслуживания;
- низок уровень механизации производства, ощущается недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;
- недостаточны мощности для хранения и переработки продукции;
- существуют трудности в получении консультационных услуг правового, экономического, технологического характера;
- слабо развиты механизмы регулярного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления области, с одной стороны, и КФХ, ЛПХ, СМП, с другой, что приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей сельских жителей и малого бизнеса при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.
Самостоятельно решать вышеуказанные проблемы могут лишь крупные КФХ и часть СМП. Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируют рынок, усиливают диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.
Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых предприятий является создание потребительских кооперативов.
Следует отметить, что развитие потребительской кооперации позволяет решать задачи, стоящие перед исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления области не только в области развития агропромышленного комплекса, но и в сфере малого бизнеса, общего увеличения экономической активности населения, то есть носит межотраслевой характер.
Развитие кооперации дает положительные эффекты сразу в нескольких социальных плоскостях:
Для сельского бизнеса (ЛПХ, КФХ, СМП) | - развитие нового направления бизнеса - переработка сельскохозяйственной продукции |
Для сельского населения | - возможность участия в управлении кооперативом |
Для органов государственной власти и местного самоуправления | - создание дополнительных источников для пополнения местного бюджета (налоги, арендная плата) |
В то же время кооперативное движение и в России, и в Астраханской области развивается еще медленно. Основные причины данного факта заключаются в следующем:
- общие неблагоприятные условия ведения аграрного производства;
- недооценка в процессе экономических реформ и политики приватизации 90-х годов кооперативных форм хозяйственной деятельности;
- ускоренное развитие бизнеса, специализирующегося на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельскохозяйственной продукции;
- незрелость социальной базы кооперативного движения, выражающаяся в психологической неготовности к кооперированию и налаживанию партнерских отношений;
- недостаточный уровень государственной поддержки потребительской кооперации (СПК, КПК, ОПК);
- слабое развитие системы кооперативного образования, информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных создавать потребительские кооперативы и работать в них, недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления.
ПНП "Развитие АПК", реализация которого началась в 2006 году, призван решить ряд вышеуказанных проблем. В специально выделенном в ПНП "Развитие АПК" направлении "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" ключевое значение придается развитию СПК.
Главная цель направления "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК" - увеличение объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования. Добиться этой цели предполагается за счет: