Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2007-2010 ГОДЫ

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


Проблема жилья в Волгоградской области на современном этапе развития является наиболее значимой социальной проблемой. Ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов и низкий уровень доходов населения сдерживает рост жилищного строительства. В настоящее время в Волгоградской области проживает 2655,2 тыс. человек. Средний уровень обеспеченности жильем на 1 января 2006 года составил 20 кв. м на человека. В четырнадцати районах Волгоградской области и в г. Урюпинске уровень обеспеченности жильем превосходит показатель 21,7 кв. м на человека.

Федеральной целевой программой "Жилище" поставлена задача к 2010 году довести уровень обеспеченности населения жильем до 21,7 кв. м на человека. Исходя из требуемого уровня обеспеченности населения жильем, жилищный фонд области на сегодня должен составлять не менее 57,6 млн. кв. м.

Жилищный фонд Волгоградской области по состоянию на 1 января 2006 года составляет 52,7 млн. кв. м общей площади, в том числе в городских поселениях - 39,8 млн. кв. м, в сельской местности - 12,9 млн. кв. м.

Исходя из показателей, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" (в частности, удвоение объемов ввода жилья к 2010 году), а также обязательств Волгоградской области, включенных в Соглашение о взаимодействии Министерства регионального развития Российской Федерации и Волгоградской области по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", ввод жилья по Волгоградской области за период 2006 - 2010 годов должен составить не менее 3977 тыс. кв. м, в том числе по годам: в 2006 году - 617 тыс. кв. м, в 2007 году - 684 тыс. кв. м, в 2008 году - 756 тыс. кв. м, в 2009 году - 885 тыс. кв. м, в 2010 году - 1035 тыс. кв. м.

Из общего объема ввода за период 2007 - 2010 годов 520 тыс. кв. м (13 процентов) предполагается ввести за счет реализации мероприятий федеральной подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".

Для улучшения жилищных условий населения важно не только увеличение объемов вводимого нового жилья, но и повышение его качества. Программа жилищного строительства должна быть направлена на стимулирование применения высококачественных современных строительных технологий: использование прогрессивных строительных материалов и конструкций в жилищном строительстве с ориентацией на применение энерго- и ресурсосберегающих экологически чистых материалов; выпуск товарной продукции в виде готовых комплектов индивидуальных жилых домов с целью снижения стоимости строительства.

Основными причинами, сдерживающими рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:

ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из бюджетов всех уровней;

недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;

недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;

несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.

Решая такую большую государственную проблему, как демография, необходимо в первую очередь решить задачу обеспечения жильем молодых семей. В областную целевую программу "Жилище" на 2007 - 2010 годы входит подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" на 2007 - 2010 годы, задачей которой является оказание молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условии, финансовой поддержки (предоставление субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита).

Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с невысоким уровнем дохода.

Высокая стоимость жилья и постоянный рост цен на него по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Волгоградской области неразрешимой проблему приобретения нового жилья или улучшения жилищных условий. В настоящий момент назрела необходимость кардинального решения данной проблемы. Высокая стоимость вводимого в эксплуатацию нового жилья обусловливает необходимость обращения граждан к вторичному рынку жилья, на котором в последнее время приобретение жилья становится все более сложной задачей даже для обеспеченных граждан.

В сложившихся условиях особую актуальность приобретает развитие механизма ипотечного жилищного кредитования, что, с одной стороны, будет способствовать увеличению платежеспособного спроса на квартиры и развитию жилищного строительства, а с другой стороны, позволит улучшить жилищные условия граждан.

Решить эти задачи поможет целенаправленная работа по реализации областной целевой программы "Жилище" на 2007 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма развития системы жилищного кредитования в Волгоградской области.

В Волгоградской области жилищное кредитование осуществляют специализированные фонды жилья и ипотеки, коммерческие банки, жилищно-строительные кооперативы.

На территории Волгоградской области действуют три специализированных фонда жилья и ипотеки, являющиеся региональными операторами ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию":

Волгоградский областной фонд жилья и ипотеки;

МУП "Ипотечная жилищно-правовая компания" г. Волжского;

ОАО "НВС-холдинг".

Ипотечных жилищных кредитов (займов) предоставлено:

в 2005 году - 311 млн. рублей;

в первом полугодии 2006 года - 474,2 млн. рублей.

Согласно Соглашению о взаимодействии Министерства регионального развития Российской Федерации и Волгоградской области по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и займов должен составить в 2006 году 526,7 млн. рублей.

При существующем уровне доходов население Волгоградской области не способно существенно улучшать свои жилищные условия. Необходимо сформировать условия, которые позволят экономически активному населению легально зарабатывать средства. Значительная часть доходов населения находится в теневом секторе, что является серьезным препятствием для того, чтобы реально оценить доходы граждан. Необходимо создать условия, чтобы люди могли получать заработную плату легально.

Таким образом, в течение пяти лет предстоит построить около 4 млн. кв. м жилья полностью за счет частных инвестиций либо при оказании различных форм государственной поддержки. Для обеспечения указанных объемов ввода жилья должны быть задействованы все механизмы вовлечения инвестиций в строительство, стимулирования платежеспособного спроса на жилье, с одной стороны, и реализованы все возможные, в рамках действующего законодательства, меры поддержки застройщиков, подрядных организаций и предприятий промышленности строительных материалов.

Для того чтобы справиться с поставленной задачей по увеличению жилищного строительства, строительный комплекс области должен быть серьезно реформирован и модернизирован.