Важнейшей задачей градорегулирования является восстановление значения долгосрочного планирования и градостроительного проектирования.
Наличие утвержденной градостроительной документации (генплана) обязательно для каждого поселения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Сегодня в 84 процентах поселений Волгоградской области градостроительная документация о территориальном планировании либо вообще отсутствует, либо сильно устарела.
Отсутствие генплана - это не только факт принятия непродуманных хозяйственных решений с опасными последствиями, но и невозможность легитимных решений по землеотводу, по резервированию земли для муниципальных нужд и просто по подготовке и формированию земельных участков.
Закон требует от органов власти иметь не только утвержденный генплан, но и план правового зонирования, правила землепользования и застройки для каждого поселения. Эти документы в процессе их разработки, согласования, экспертизы определяют стратегию оптимального развития поселения и после их утверждения становятся законом, обязательным для исполнения всеми участниками градостроительного процесса, а для органов власти - основным рычагом государственного регулирования на подведомственной территории.
Сегодня градостроительной документацией определяются не только условия благоприятного проживания населения, но и вопросы нарушения частных интересов, границ, изменения функций, размещения отдельных сооружений на землях общего пользования и т.д.
Для муниципалитетов, отстаивающих интересы жителей поселений, утвержденная градостроительная документация должна стать единственной и непререкаемой опорой.
Процедура формирования земельных участков для продаж была бы сегодня невозможна без утвержденной документации о территориальном планировании.
В настоящее время отменены федеральное и отраслевое финансирование градостроительного проектирования, а в муниципальных бюджетах средства на разработку проектов долгосрочного планирования органами местного самоуправления, как правило, не предусматриваются.
Отсутствие градостроительных обоснований по размещению строительных площадок в неблагоприятных для строительства местах, с плохими грунтами, подтапливаемых, а порой и подверженных затоплению, выявлено паводком 2003 года.
Можно привести большое количество примеров, когда в отсутствие градостроительных проектов, без профессиональной проработки принимаются хозяйственные решения с негативными последствиями. Размещение новых не предусмотренных генпланом объектов привлекает дополнительное количество транспорта при отсутствии возможности устройства стоянок, требует дополнительных мощностей инженерной инфраструктуры при отсутствии резервов, усугубляет экологическую напряженность, вызывает неприятие жителей и т.д.
Учитывая важность долгосрочного планирования и градостроительного проектирования, Подпрограммой предлагается объединить усилия и финансовые ресурсы областного, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников для решения этой государственной задачи.
Подпрограммой охвачены не все поселения Волгоградской области, а только те, которые имеют предпосылки к развитию, что определяется в основном объемом строительства либо другими факторами инвестиционной деятельности. В частности, в Подпрограмму включены исторические города и поселения Волгоградской области. Наличие утвержденной градостроительной документации может стать фактором для включения их в федеральную программу "Сохранение и развитие исторических городов России" с соответствующим финансированием.
Список сельских поселений для включения в Подпрограмму представлен администрациями районов Волгоградской области.