Недействующий

Об областной целевой программе "Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2008-2011 годов" (утратило силу с 1 января 2009 года)

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Из общих медико-демографических проблем Московской области выделяется своей общественно-социальной значимостью проблема здоровья женщин, с которым связано состояние здоровья поколений и, следовательно, вопросы национальной безопасности государства.

С 1996 года в Московской области сохраняется низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий воспроизводства населения. На протяжении последних пяти лет смертность населения почти в 2 раза превышала рождаемость. В общей численности населения отмечается уменьшение числа детей и женщин детородного возраста. Серьезной демографической проблемой в Московской области остается распространенность среди женщин фертильного возраста абортов, негативно влияющих на частоту осложнений при последующих беременностях, на уровень материнской смертности.

На фоне низкой рождаемости наблюдается ухудшение качественных показателей здоровья девочек, девушек, женщин репродуктивного возраста и детей первого года жизни. За последние 10 лет репродуктивное здоровье девочек-подростков, которые будут определять в 2010-2020 годы качество потомства в Московской области, совокупно ухудшилось на 23%. В 6 раз чаще у подростков стали выявлять заболевания, передающиеся половым путем, ВИЧ-инфекцию. Гинекологическая заболеваемость у женщин детородного возраста по основным формам болезней выросла на 27%. Негативные тенденции в состоянии здоровья наблюдаются у беременных женщин. Частота нормальных родов у женщин Московской области не превышает 35-40%.

Снижение индекса здоровья женщин определило ухудшение качества потомства. В структуре причин смертности детей до одного года жизни более 70% детей умирает в возрасте до одного месяца от патологических состояний, которые формируются в период вынашивания ребенка женщиной. В 2,5 раза выросла общая и инфекционная заболеваемость новорожденных. Ежегодно 5% детей рождаются с наследственной и врожденной патологией. Около 2-3% новорожденных и детей раннего возраста нуждаются в оказании реанимационной помощи и интенсивной терапии. Среди факторов, неблагоприятно влияющих на уровень младенческой смертности и здоровье потомства, особое место заняли вредные привычки будущих родителей: употребление наркотиков, алкоголя, курение.

Благодаря целенаправленным мероприятиям за последние годы в Московской области удалось снизить и стабилизировать показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности, однако темпы их снижения отстают от желаемых.

Сохраняющийся высокий уровень репродуктивных потерь населения Московской области во многом определяется состоянием материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства, их низкой обеспеченностью медицинским персоналом. В 2006 году Московская область занимала 75-80-е место среди субъектов Российской Федерации по обеспеченности населения акушерскими койками, врачами акушерами-гинекологами и неонатологами. Потребности Московской области только на 40% удовлетворены койками для реанимации, выхаживания больных и маловесных новорожденных, которые имеются в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения. Из 50 муниципальных роддомов в 6 нет круглосуточной врачебной акушерской помощи, а в 30 отсутствует круглосуточная врачебная помощь новорожденным детям.

За пять лет укомплектованность акушерских стационаров врачами неонатологами снизилась с 77% до 55%. Число физических лиц акушерок за 10 лет сократилось на 750 единиц.

Медико-социальная значимость состояния репродуктивного здоровья населения обусловливает необходимость решения проблемы по его улучшению программными методами при активной государственной поддержке. Реализация программы "Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2008-2011 годов" позволит объединить усилия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов самоуправления муниципальных образований Московской области в осуществлении задач по охране здоровья женщин и детей.