Действующий

О принятии Концепции государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года

Глава 4. Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения в Челябинской области

11. Основные причины смертности населения Челябинской области, как и в целом населения России, не меняются многие десятилетия. Заболевания системы кровообращения стали причиной смерти более половины умерших - 53,6 процента (здесь и далее - по данным 2006 года). При этом в последние годы по данной причине умирают люди более молодого возраста. Другими наиболее распространенными причинами смерти являются злокачественные новообразования - 14,1 процента, неестественные причины (несчастные случаи, отравления, травмы, самоубийства) - 14,6 процента, которые распространены среди населения трудоспособного возраста, особенно среди мужчин (показатель в 4,7 раза выше, чем аналогичный показатель среди женщин). Уровень смертности сельских жителей выше, чем городских, что связано прежде всего с большей долей среди сельского населения людей пожилого возраста.

12. Вместе с тем ситуация с высокой смертностью населения Челябинской области не является необратимой. За последние полтора десятилетия смертность среди лиц моложе трудоспособного возраста (детей и подростков до 16 лет) сократилась в 1,7 раза при уменьшении общей численности этой возрастной группы в 1,5 раза. Начиная с 2004 года отмечается общее снижение числа умерших.

Меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления по решению задачи сокращения материнской и младенческой смертности, позволили значительно улучшить демографические показатели. С 2005 года уровень младенческой смертности в Челябинской области снизился по сравнению со среднероссийским уровнем, составляющим 11 умерших детей до одного года на 1000 родившихся, и составил в 2006 году 9,2 умерших ребенка, а перинатальной смертности - 8,9 умерших ребенка.

Одной из причин снижения младенческой смертности явилось успешное внедрение в родовспомогательных учреждениях грудного вскармливания и совместного пребывания матери и ребенка с момента его рождения. В рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения осуществляется внедрение родовых сертификатов. Увеличивается количество учреждений здравоохранения, аттестованных как "Больницы, доброжелательные к ребенку" (по программе Всемирной организации здравоохранения). В 2006 году в Челябинской области осуществляли деятельность 14 таких больниц.

13. Основными причинами смертности детей в возрасте до одного года были состояния, возникающие в перинатальный период, и аномалии развития, то есть причины, тесно связанные со здоровьем матери, а также уровень медицинского обслуживания детей.

В связи с этим главным направлением в решении задачи снижения младенческой и материнской смертности стали меры по сохранению здоровья и повышению уровня медицинского обслуживания матери и ребенка. В условиях низкой рождаемости задачи сохранения жизни и здоровья новорожденных, снижения младенческой и материнской смертности становятся наиболее актуальными. Необходимо сохранение и дальнейшее развитие этого направления региональной демографической политики.

14. Важной составляющей снижения смертности и увеличения продолжительности жизни населения Челябинской области являются пропаганда среди населения здорового образа жизни, снижение смертности населения от неестественных (предотвратимых) причин, прежде всего путем совершенствования системы мер, направленных на профилактику явлений, наносящих ущерб здоровью (алкоголизма, наркомании и др.), пропаганда сознательного отношения людей к сохранению собственного здоровья, а также реализация органами государственной власти и местного самоуправления мер по развитию массовой физической культуры и спорта. Эффективная профилактическая работа может стать главным резервом в решении задачи сокращения смертности населения от предотвратимых причин.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкогольной продукции и принятию мер, направленных на предотвращение пьянства и алкоголизма (контроль за качеством алкогольной продукции, за реализацией административных ограничений в сфере торговли и рекламирования алкогольной продукции и др.). При этом действия органов государственной власти и местного самоуправления должны сопровождаться осуществлением активного информационного воздействия, направленного на ориентацию населения на ограничение потребления алкогольной продукции.

Для достижения эффективности профилактической работы и деятельности по пропаганде здорового образа жизни среди населения необходимы объединение и координация усилий органов государственной власти и местного самоуправления, общественности, религиозных и благотворительных организаций, средств массовой информации.

15. С целью снижения смертности населения необходимо продолжить реализацию мер, направленных на охрану и укрепление здоровья людей путем совершенствования организации и развития государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичные виды медицинской помощи, обеспечение их доступности для нуждающихся в дорогостоящем лечении. В целях своевременного выявления заболеваний и активного их лечения необходимо повысить роль и качество первичной медико-санитарной помощи, прежде всего в сельской местности, развивать стационарозаменяющие технологии. Необходимо дальнейшее развитие системы профилактики и раннего выявления заболеваний системы кровообращения, онкологических заболеваний, что позволит создать реальные предпосылки по снижению смертности населения от таких причин.

16. Важным фактором улучшения качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов является обеспечение доступности среды жизнедеятельности для таких категорий населения, что требует внедрения новых форм медико-социального обслуживания, дальнейшего развития системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями, принятия других мер, направленных на создание максимальных возможностей по использованию их потенциала и увеличению продолжительности жизни таких категорий населения.

17. Основными направлениями деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по сокращению смертности и увеличению продолжительности жизни населения являются:

1) дальнейшее исполнение в Челябинской области мероприятий в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;

2) повышение эффективности оказания медицинской помощи матерям и детям;

3) повышение качества и доступности медицинской помощи, в том числе высокотехнологичных видов медицинской помощи;

4) повышение приоритетности первичного звена здравоохранения;

5) совершенствование системы профилактических мероприятий, в том числе по медицинскому обследованию населения;

6) дальнейшее развитие системы оказания медицинской помощи больным, страдающим хроническими заболеваниями, и инвалидам и их реабилитации.

Меры, предпринимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, должны привести к значительному сокращению числа умерших, прежде всего от неестественных (предотвратимых) причин, болезней системы кровообращения, и значительному увеличению продолжительности жизни южноуральцев. С 65 лет в настоящее время средняя продолжительность жизни должна увеличиться к 2010 году на три года.