1. Решение проблемы устойчивого демографического развития России является приоритетным направлением политики государства на всех уровнях власти. Демографический кризис, сокращение численности населения ограничивают социально-экономическое развитие страны, создают реальную угрозу национальной безопасности государства.
Главными особенностями демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации, являются:
1) низкая рождаемость и массовое распространение такого явления, как однодетная семья, что является недостаточным для воспроизводства населения страны;
2) высокий показатель смертности населения, прежде всего среди мужчин трудоспособного возраста, а также высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста от неестественных (предотвратимых) причин;
3) сокращение миграционного прироста.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года демографическая проблема названа "ключевой" для общества, поставлена задача перехода от отдельных мер к единой государственной демографической политике, рассчитанной на длительный срок. Государственными приоритетами в области демографии были определены следующие направления:
снижение смертности;
повышение рождаемости;
эффективная миграционная политика.
2. Государственная демографическая политика представляет собой целостную систему мер в сфере регулирования демографических процессов, направленных на достижение в долгосрочной перспективе оптимального для развития страны воспроизводства населения.
Особенностью демографической политики является то, что ее меры носят опосредованный характер: создаются определенные условия, которые влияют на демографическое поведение людей и принятие ими решений о рождении детей, изменении места жительства. Качество жизни и состояние здоровья населения, уровень образования, обеспеченность жильем и стабильной работой являются решающими факторами демографического поведения людей, в связи с этим эффективность демографической политики зависит от эффективности социально-экономической политики государства в целом. Также немаловажную роль в демографическом поведении людей играют национальные традиции, социо-культурные и конфессиональные особенности населения.
3. Государственная демографическая политика в Челябинской области, являясь частью региональной социально-экономической политики, представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, информационного характера, реализуемых органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее - органы государственной власти и местного самоуправления), по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии Челябинской области, обеспечению демографической и социальной стабильности.
4. Концепция государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года (далее - Концепция) конкретизирует цели и задачи государственной политики по снижению смертности, стимулированию рождаемости, поддержке материнства, отцовства и детства, укреплению института семьи, регулированию миграционных процессов, проводимой в Российской Федерации, для Челябинской области с учетом специфики региона и определяет основные приоритеты и направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по ее реализации на территории Челябинской области.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими миграционные процессы, а также нормативными правовыми актами Челябинской области.
5. Реализация Концепции предусмотрена на период до 2010 года посредством разработки и принятия законов, областных целевых программ, других нормативных правовых актов Челябинской области и должна обеспечить сокращение естественной убыли населения Челябинской области, переход к устойчивому расширенному его воспроизводству путем повышения рождаемости, снижения смертности, стабильного миграционного прироста населения.