Действующий

О принятии Концепции государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года

     

Глава 1. Общие положения

1. Решение проблемы устойчивого демографического развития России является приоритетным направлением политики государства на всех уровнях власти. Демографический кризис, сокращение численности населения ограничивают социально-экономическое развитие страны, создают реальную угрозу национальной безопасности государства.

Главными особенностями демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации, являются:

1) низкая рождаемость и массовое распространение такого явления, как однодетная семья, что является недостаточным для воспроизводства населения страны;

2) высокий показатель смертности населения, прежде всего среди мужчин трудоспособного возраста, а также высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста от неестественных (предотвратимых) причин;

3) сокращение миграционного прироста.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года демографическая проблема названа "ключевой" для общества, поставлена задача перехода от отдельных мер к единой государственной демографической политике, рассчитанной на длительный срок. Государственными приоритетами в области демографии были определены следующие направления:

снижение смертности;

повышение рождаемости;

эффективная миграционная политика.

2. Государственная демографическая политика представляет собой целостную систему мер в сфере регулирования демографических процессов, направленных на достижение в долгосрочной перспективе оптимального для развития страны воспроизводства населения.

Особенностью демографической политики является то, что ее меры носят опосредованный характер: создаются определенные условия, которые влияют на демографическое поведение людей и принятие ими решений о рождении детей, изменении места жительства. Качество жизни и состояние здоровья населения, уровень образования, обеспеченность жильем и стабильной работой являются решающими факторами демографического поведения людей, в связи с этим эффективность демографической политики зависит от эффективности социально-экономической политики государства в целом. Также немаловажную роль в демографическом поведении людей играют национальные традиции, социо-культурные и конфессиональные особенности населения.

3. Государственная демографическая политика в Челябинской области, являясь частью региональной социально-экономической политики, представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, информационного характера, реализуемых органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее - органы государственной власти и местного самоуправления), по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии Челябинской области, обеспечению демографической и социальной стабильности.

4. Концепция государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года (далее - Концепция) конкретизирует цели и задачи государственной политики по снижению смертности, стимулированию рождаемости, поддержке материнства, отцовства и детства, укреплению института семьи, регулированию миграционных процессов, проводимой в Российской Федерации, для Челябинской области с учетом специфики региона и определяет основные приоритеты и направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по ее реализации на территории Челябинской области.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими миграционные процессы, а также нормативными правовыми актами Челябинской области.

5. Реализация Концепции предусмотрена на период до 2010 года посредством разработки и принятия законов, областных целевых программ, других нормативных правовых актов Челябинской области и должна обеспечить сокращение естественной убыли населения Челябинской области, переход к устойчивому расширенному его воспроизводству путем повышения рождаемости, снижения смертности, стабильного миграционного прироста населения.