ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2007 года N 705

О принятии Концепции государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года



Законодательное Собрание Челябинской области

постановляет:

Принять Концепцию государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года (приложение).

Первый заместитель Председателя
Законодательного Собрания
Е.В.Редин


Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 28 июня 2007 года N 705

КОНЦЕПЦИЯ
государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года

     

Глава 1. Общие положения

1. Решение проблемы устойчивого демографического развития России является приоритетным направлением политики государства на всех уровнях власти. Демографический кризис, сокращение численности населения ограничивают социально-экономическое развитие страны, создают реальную угрозу национальной безопасности государства.

Главными особенностями демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации, являются:

1) низкая рождаемость и массовое распространение такого явления, как однодетная семья, что является недостаточным для воспроизводства населения страны;

2) высокий показатель смертности населения, прежде всего среди мужчин трудоспособного возраста, а также высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста от неестественных (предотвратимых) причин;

3) сокращение миграционного прироста.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года демографическая проблема названа "ключевой" для общества, поставлена задача перехода от отдельных мер к единой государственной демографической политике, рассчитанной на длительный срок. Государственными приоритетами в области демографии были определены следующие направления:

снижение смертности;

повышение рождаемости;

эффективная миграционная политика.

2. Государственная демографическая политика представляет собой целостную систему мер в сфере регулирования демографических процессов, направленных на достижение в долгосрочной перспективе оптимального для развития страны воспроизводства населения.

Особенностью демографической политики является то, что ее меры носят опосредованный характер: создаются определенные условия, которые влияют на демографическое поведение людей и принятие ими решений о рождении детей, изменении места жительства. Качество жизни и состояние здоровья населения, уровень образования, обеспеченность жильем и стабильной работой являются решающими факторами демографического поведения людей, в связи с этим эффективность демографической политики зависит от эффективности социально-экономической политики государства в целом. Также немаловажную роль в демографическом поведении людей играют национальные традиции, социо-культурные и конфессиональные особенности населения.

3. Государственная демографическая политика в Челябинской области, являясь частью региональной социально-экономической политики, представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, информационного характера, реализуемых органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее - органы государственной власти и местного самоуправления), по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии Челябинской области, обеспечению демографической и социальной стабильности.

4. Концепция государственной демографической политики в Челябинской области на период до 2010 года (далее - Концепция) конкретизирует цели и задачи государственной политики по снижению смертности, стимулированию рождаемости, поддержке материнства, отцовства и детства, укреплению института семьи, регулированию миграционных процессов, проводимой в Российской Федерации, для Челябинской области с учетом специфики региона и определяет основные приоритеты и направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по ее реализации на территории Челябинской области.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими миграционные процессы, а также нормативными правовыми актами Челябинской области.

5. Реализация Концепции предусмотрена на период до 2010 года посредством разработки и принятия законов, областных целевых программ, других нормативных правовых актов Челябинской области и должна обеспечить сокращение естественной убыли населения Челябинской области, переход к устойчивому расширенному его воспроизводству путем повышения рождаемости, снижения смертности, стабильного миграционного прироста населения.

Глава 2. Демографическая ситуация в Челябинской области

6. Демографическая ситуация в Челябинской области, как и в стране в целом, с начала 90-х годов XX века характеризуется рядом негативных тенденций. С 1992 года численность населения Челябинской области сокращается. Так, в период 1997-2006 годов она уменьшилась на 152,5 тыс.человек, или 4,15 процента. При этом убыль сельского населения превосходит убыль населения в городах.

Сокращение численности населения происходит в основном вследствие естественной убыли, то есть превышения числа смертей над числом рождений. Показатель смертности (число умерших на 1000 человек населения) увеличивался в Челябинской области уже с конца 80-х годов прошлого века, в 2006 году почти в полтора раза превышал показатель рождаемости и составил 16,3 умерших на 1000 человек населения, что выше показателя общероссийского уровня, который составлял 16,1. Челябинская область по уровню смертности занимает третье место в Уральском федеральном округе, где этот показатель значительно ниже и составляет 14,8 умерших на 1000 человек населения.

Вызывает тревогу структура рождаемости и смертности. При сокращении общего числа новорожденных растет внебрачная рождаемость. Если в 1991 году в Челябинской области вне зарегистрированного брака был рожден каждые пятый и шестой ребенок, то в 2005 году - уже каждый третий, в 54 субъектах Российской Федерации этот показатель был несколько ниже. При этом в сельской местности внебрачные дети рождались чаще (38,7 процента от общего числа родившихся), чем в городах (31,5 процента). Также увеличивается число детей, рожденных матерями-одиночками (в 1991 году - 9,5 процента от общего числа родившихся, в 2005 году - 17,6 процента). Дети, растущие в неполных семьях, сталкиваются с большими трудностями при адаптации к условиям современной жизни, имеют меньшую экономическую и психологическую защищенность.

Негативные явления наблюдаются в возрастной и половой структуре смертности. С начала 90-х годов XX века доля трудоспособного населения в структуре смертности увеличилась в два раза и составила в 2006 году 32,1 процента. Подавляющее большинство в этой категории составляют мужчины трудоспособного возраста. Если среди всех умерших мужчины составляли 53,7 процента, то среди умерших лиц трудоспособного возраста - 79 процентов.

Высокая смертность мужчин обусловливает диспропорцию в половой структуре населения Челябинской области: доля женского населения заметно больше, чем мужского (на начало 2007 года - на 278,9 тыс.человек), соотношение составляет соответственно 53,9 и 46,1 процента.

Происходит старение населения Челябинской области. С начала 90-х годов прошлого века численность детей и подростков до 15 лет сократилась на 315,7 тыс.человек, или на 34,5 процента, при этом лиц пенсионного возраста стало больше на 3,9 процента.

На изменение численности населения в значительной степени влияет его миграция. Челябинская область является приграничным регионом, в связи с этим миграция из стран СНГ (в преобладающем большинстве - из Казахстана) остается существенным фактором, сглаживающим естественную убыль населения. За прошедшее десятилетие сокращение численности населения могло быть почти в три раза большим, если бы не его миграционный приток. До 2002 года Челябинская область характеризовалась приемлемыми коэффициентами миграционного прироста населения в сравнении с общероссийскими, а также с территориями, входящими в Уральский федеральный округ. В конце 90-х годов прошлого века коэффициент миграционного прироста населения был выше, чем в других областях Уральского региона, и превышал общероссийский уровень более чем в два раза. С 2002 года миграционный прирост населения сменился миграционной убылью. В 2005 году миграционный поток вновь стал положительным, то есть число приезжающих в Челябинскую область превысило число выезжающих за ее пределы (в 2006 году - на 2 процента). Однако эта положительная динамика недостаточна для того, чтобы полностью возместить потери естественной убыли населения, как это было в середине 90-х годов XX века.

7. Вместе с тем, рост негативных тенденций не является необратимым процессом. Положительные изменения демографических показателей, наблюдаемые в последние годы в Челябинской области, свидетельствуют об имеющихся предпосылках для уменьшения масштабов сокращения населения и перехода к его расширенному воспроизводству. С 2000 года в Челябинской области увеличилась рождаемость, а с 2002 года темпы роста рождаемости превышают темпы роста смертности населения. В 2006 году, по сравнению с предыдущим годом, на 2,6 процента выросла рождаемость, смертность сократилась на 6,1 процента, в результате чего естественная убыль населения снизилась на 21,3 процента.

Положительные тенденции последних лет во многом определены проводимой органами государственной власти и местного самоуправления политикой по преодолению демографического кризиса:

осуществляется контроль за реализацией мер, направленных на повышение рождаемости и снижение смертности населения, прежде всего по охране здоровья матери и ребенка в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;

реализуются законы Челябинской области "О ежемесячном пособии на ребенка", "Об областном единовременном пособии при рождении ребенка";

реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение доступности жилья и дошкольного образования.

Однако положительная демографическая динамика остается неустойчивой, и темпы роста рождаемости пока недостаточны для обеспечения стабильного прироста населения в Челябинской области. Для достижения уровня простого воспроизводства населения необходимо достичь показателя рождаемости 80-х годов прошлого века, когда в среднем на каждую 1000 человек фиксировались 16-17 рождений.

Особенностью современной демографической ситуации является то, что наблюдаемый в последние годы рост рождаемости населения может быть замедлен в ближайшее время по объективным демографическим причинами, так как в активный репродуктивный возраст вступает малочисленное поколение 90-х годов рождения. Поэтому необходимо безотлагательное принятие серьезных государственных мер, направленных прежде всего на снижение смертности и повышение рождаемости населения.

Только проведение эффективной региональной политики, направленной на снижение смертности, повышение рождаемости, стимулирование миграции позволит предотвратить усугубление демографического кризиса в Челябинской области и подготовит условия к переходу от убыли населения к его приросту.

Глава 3. Основные приоритеты, цели и задачи государственной демографической политики в Челябинской области

8. В настоящее время общество осознало масштабы демографического кризиса и имеет все предпосылки для реализации единой государственной демографической политики, основными приоритетами которой в Челябинской области должны стать:

1) снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения;

2) охрана материнства, отцовства и детства, поддержка и укрепление семьи и, как следствие, повышение рождаемости;

3) достижение миграционной привлекательности Челябинской области.

9. Основной целью государственной демографической политики в Челябинской области являются стабилизация численности населения и обеспечение условий для последующего устойчивого его прироста.

10. Исходя из основных приоритетов и целей государственной демографической политики, основными задачами демографической политики в Челябинской области являются:

1) снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения путем:

создания условий для снижения материнской и младенческой смертности;

пропаганды среди населения здорового образа жизни;

создания условий для снижения смертности населения от неестественны (предотвратимых) причин;

развития системы профилактики заболеваний и их выявления на ранней стадии;

обеспечения доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи;

улучшения качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

2) повышение рождаемости, охрана материнства, отцовства и детства, поддержка и укрепление семьи путем:

создания условий для улучшения репродуктивного здоровья населения;

обеспечения прав на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создания для семьи условий, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей;

обеспечения адресной помощи отдельным категориям семей (молодым семьям, семьям, проживающим в сельской местности, семьям, имеющим детей с нарушениями состояния здоровья, многодетным семьям);

всестороннего укрепления института семьи как основы стабильности общества, создания условий для повышения авторитета института семьи и базовых семейных ценностей;

3) достижение миграционной привлекательности Челябинской области путем:

создания условий для миграционного прироста населения с учетом необходимости увеличения трудовых ресурсов Челябинской области и привлечения в Челябинскую область квалифицированных специалистов, в том числе за счет внутренней миграции;

создания условий для добровольного переселения в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

Глава 4. Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения в Челябинской области

11. Основные причины смертности населения Челябинской области, как и в целом населения России, не меняются многие десятилетия. Заболевания системы кровообращения стали причиной смерти более половины умерших - 53,6 процента (здесь и далее - по данным 2006 года). При этом в последние годы по данной причине умирают люди более молодого возраста. Другими наиболее распространенными причинами смерти являются злокачественные новообразования - 14,1 процента, неестественные причины (несчастные случаи, отравления, травмы, самоубийства) - 14,6 процента, которые распространены среди населения трудоспособного возраста, особенно среди мужчин (показатель в 4,7 раза выше, чем аналогичный показатель среди женщин). Уровень смертности сельских жителей выше, чем городских, что связано прежде всего с большей долей среди сельского населения людей пожилого возраста.

12. Вместе с тем ситуация с высокой смертностью населения Челябинской области не является необратимой. За последние полтора десятилетия смертность среди лиц моложе трудоспособного возраста (детей и подростков до 16 лет) сократилась в 1,7 раза при уменьшении общей численности этой возрастной группы в 1,5 раза. Начиная с 2004 года отмечается общее снижение числа умерших.

Меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления по решению задачи сокращения материнской и младенческой смертности, позволили значительно улучшить демографические показатели. С 2005 года уровень младенческой смертности в Челябинской области снизился по сравнению со среднероссийским уровнем, составляющим 11 умерших детей до одного года на 1000 родившихся, и составил в 2006 году 9,2 умерших ребенка, а перинатальной смертности - 8,9 умерших ребенка.

Одной из причин снижения младенческой смертности явилось успешное внедрение в родовспомогательных учреждениях грудного вскармливания и совместного пребывания матери и ребенка с момента его рождения. В рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения осуществляется внедрение родовых сертификатов. Увеличивается количество учреждений здравоохранения, аттестованных как "Больницы, доброжелательные к ребенку" (по программе Всемирной организации здравоохранения). В 2006 году в Челябинской области осуществляли деятельность 14 таких больниц.

13. Основными причинами смертности детей в возрасте до одного года были состояния, возникающие в перинатальный период, и аномалии развития, то есть причины, тесно связанные со здоровьем матери, а также уровень медицинского обслуживания детей.

В связи с этим главным направлением в решении задачи снижения младенческой и материнской смертности стали меры по сохранению здоровья и повышению уровня медицинского обслуживания матери и ребенка. В условиях низкой рождаемости задачи сохранения жизни и здоровья новорожденных, снижения младенческой и материнской смертности становятся наиболее актуальными. Необходимо сохранение и дальнейшее развитие этого направления региональной демографической политики.

14. Важной составляющей снижения смертности и увеличения продолжительности жизни населения Челябинской области являются пропаганда среди населения здорового образа жизни, снижение смертности населения от неестественных (предотвратимых) причин, прежде всего путем совершенствования системы мер, направленных на профилактику явлений, наносящих ущерб здоровью (алкоголизма, наркомании и др.), пропаганда сознательного отношения людей к сохранению собственного здоровья, а также реализация органами государственной власти и местного самоуправления мер по развитию массовой физической культуры и спорта. Эффективная профилактическая работа может стать главным резервом в решении задачи сокращения смертности населения от предотвратимых причин.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»