Одной из важнейших задач, стоящих перед государством, является кардинальное улучшение демографической ситуации и обеспечение лиц, находящихся на территории нашего государства, безопасными условиями жизни. Решение перечисленных задач требует значительного сокращения неоправданных людских потерь, в том числе гибели людей при пожарах.
Усилиями органов государственной власти Сахалинской области и организаций в последние годы достигнуты определённые результаты. Ежегодно гибель людей при пожарах сокращается на 1,5-2 %, растёт количество спасённых. Однако ситуация остаётся сложной и вызывает обоснованную тревогу.
За 2006 год произошло более 1700 пожаров, ущерб от которых составил около 80 миллионов рублей, в том числе в учреждениях социальной защиты населения произошло 7 пожаров, общий ущерб от которых составил более 5 миллионов рублей. При пожарах погибло 93 человека, 124 человека получили травмы различной степени тяжести. Кроме того, низкая степень пожарной безопасности отрицательно влияет на инвестиционный климат области.
Сложившееся положение в сфере обеспечения пожарной безопасности обусловлено комплексом проблем правового, материально-технического характера, накапливавшихся годами и до настоящего времени не получивших соответствующих решений.
Основными причинами низкого обеспечения пожарной безопасности в Сахалинской области являются:
1) неравномерное расположение частей противопожарной службы по территории Сахалинской области и их отсутствие в местах с большой плотностью населения;
2) несовершенство федерального законодательства и законодательства Сахалинской области в области обеспечения пожарной безопасности;
3) низкая материальная и техническая оснащенность подразделений противопожарной службы области;
4) отсутствие и неисправность охранно-пожарной сигнализации;
5) снижение активности граждан при обсуждении вопросов пожарной безопасности.
Для преодоления негативных тенденций необходимы целенаправленные скоординированные действия органов исполнительной власти и местного самоуправления Сахалинской области, организаций, общественных объединений и граждан. Координирующим органом, обеспечивающим согласованность работы органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и общественных организаций по формированию и реализации областной политики в сфере обеспечения пожарной безопасности, является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской области.
За период реализации предыдущей областной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности в Сахалинской области на 2005-2007 годы" частично удалось достигнуть позитивных результатов по стабилизации пожароопасной ситуации. Осуществлен ряд мероприятий организационного характера, а также закуплены 9 пожарных автомобилей, лестницы для тушения пожаров на высотных зданиях и сооружениях.
В муниципальном образовании городской округ "Город Южно-Сахалинск" реализуется муниципальная целевая программа по пожарной безопасности, финансируемая за счет целевых бюджетных средств, которая позволяет частично решать вопросы материально-технического обеспечения подразделений пожарной охраны.
Успешное комплексное решение масштабных и разнородных задач, объединенных едиными целями, возможно лишь с использованием программно-целевых методов, реализующих системный подход.
Проблема совершенствования противопожарной защиты может быть решена только с помощью системы мероприятий, для выполнения которых требуется участие областных и территориальных органов исполнительной власти, а также руководителей организаций. Таким образом, областная политика в области пожарной безопасности включает различные способы, методы и мероприятия, в том числе реализацию областной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности в Сахалинской области на 2008-2012 годы".