к закону Еврейской автономной области
"Об областной целевой программе
"Дети и семья в Еврейской автономной
области" на 2007-2009 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ И СЕМЬЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2007-2009 ГОДЫ
Наименование программы | Дети и семья в Еврейской автономной области | |||
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 24.07.1998 N124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10.12.1995 N195-ФЗ"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; постановление правительства Еврейской автономной области от 19.12.2006 N328-пп "Об утверждении перечня областных целевых программ, принимаемых к разработке на 2007 год" | |||
Государственный заказчик программы | Комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области | |||
Основные разработчики программы | Комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области | |||
Цель программы | Комплексное решение проблем семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации | |||
Основные задачи программы | 1) развитие материально-технической базы системы отделений помощи семье и детям, нуждающимся в социальной реабилитации; 2) развитие инновационных, комплексных форм социальной реабилитации и адаптации семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; 3) пропаганда внутрисемейных традиций и ценностей, укрепление значимости общественного статуса семьи с детьми | |||
Сроки и этапы реализации программы | 2007-2009 годы | |||
Объемы и источники финансирования программы | Объем финансирования программы в 2007-2009 г. всего: 4485,0 тыс. руб. Средства областного бюджета 4485,0 тыс. руб. | |||
{Изменение: Закон Еврейской автономной области от 23.04.2008 N365-ОЗ НГР: ru79000200800109} | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1) организация социального патроната не менее 150 семей с детьми "групп социального риска" и 80 семей, имеющих детей-инвалидов; 2) расширение перечня и повышение качества предоставляемых социальных услуг семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, развитие у не менее 4300 детей из семей "групп социального риска" и детей с ограниченными возможностями навыков положительной жизнедеятельности; 3) организация работы по социализации не менее 2500 детей из семей "групп социального риска" и детей-инвалидов. | |||
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией областной целевой программы "Дети и семья в Еврейской автономной области" на 2007-2009 годы осуществляет государственный заказчик программы - комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области. Ежеквартально государственный заказчик представляет в управление экономики правительства Еврейской автономной области отчет о ходе реализации программы. Ежегодно правительству Еврейской автономной области представляется информация о ходе реализации программы. |
2.1 Анализ ситуации
Одной из наиболее острых проблем детства остается вопрос социального сиротства детей, то есть сиротства при живых родителях. Причины социального сиротства многообразны, но первичной является семейное неблагополучие. В связи с этим возникает необходимость своевременного выявления семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, организации их социального патроната.
На территории Еврейской автономной области (далее - область) по состоянию на 01 января 2007 года проживает 41,5 тыс. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-инвалиды (869 детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (1557 детей).
Органами социальной защиты населения области проводится работа по ведению банка данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Всего на учете в органах социальной защиты населения по состоянию на 01 января 2007 года находится 723 неблагополучных семьи и 1557 несовершеннолетних.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты доля безнадзорных детей от числа детского населения на 01 января 2006 года составляла 4,8 процента, по состоянию на 01 января 2007 года - 3,8 процента.
В течение 2006 года специалистами органов социальной защиты населения области проведено 277 рейдовых мероприятий, обследованы жилищно-бытовые условия жизни 633 семей, находящихся в социально опасном положении. За 2006 год по 4610 обращениям оказана консультативная, денежная и натуральная помощь семьям, находящимся в социально опасном положении. Одним из направлений работы стала организация участия семей с детьми "групп социального риска" в мероприятиях, проводимых в связи с Международным Днем семьи, Международным Днем защиты детей, Днем матери. В 2006 году приняло участие в социально значимых мероприятиях не менее 2600 детей.
Органами социальной защиты населения области ежегодно организуется благотворительная акция "Помоги собраться в школу". По итогам акции 2006 года оказана спонсорская помощь на сумму 229,2 тыс. рублей, через районные программы социальной поддержки населения выделено 99,4 тыс. рублей, на пунктах сбора одежды и обуви собрано 2578 единиц вещей. В результате 2025 несовершеннолетних получили помощь в виде одежды и обуви, канцелярских принадлежностей, что позволило им своевременно подготовиться к школьным занятиям.
Ежегодно в область поступают федеральные средства на проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2006 году численность детей, отдохнувших в летних лагерях, составила 16837 человек, из них 4208 детей находится в трудной жизненной ситуации. В летний период 2006 года внедрены новые формы организации отдыха и оздоровления детей. Комитетом социальной защиты населения правительства области и управлением здравоохранения правительства области на базе областной детской больницы организовано оздоровление детей из малообеспеченных неполных и многодетных семей, имеющих хронические заболевания. В ходе реализации данной профилактической программы дети прошли медицинское обследование, получили индивидуальную медицинскую и психологическую помощь, усиленно питались и интересно отдыхали.
Проведена работа по расширению практики создания на базе крестьянско-фермерских хозяйств "семейных бригад" - новой формы занятости подростков из малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей. В период проведения летней кампании 2006 года работало 9 "семейных бригад" с участием 104 детей.
В течение 2006 года приняты дополнительные меры по пропаганде здорового образа жизни и военно-патриотическому воспитанию молодежи. Специалисты органов социальной защиты населения реализовали проект "Встреча трех поколений", приняли участие в проведении комплексной оперативно-профилактической операции "Здоровый образ жизни". В рамках данных мероприятий проведены встречи, спортивные состязания, концерты, беседы ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, военнослужащих срочной службы с подростками из неблагополучных семей. В мероприятиях участвовало не менее 600 учащихся области.
Однако в связи с ослаблением семейных и брачных отношений остается проблемой вопрос "социального сиротства" детей. В области наблюдается рост внебрачной рождаемости. Органами социальной защиты населения области в 2001 году ежемесячно выплачивалось 3839 пособий на детей одиноких матерей, в текущем году данный вид пособия назначен на 4539 детей. За пять лет численность детей, у которых в свидетельстве о рождении отсутствует отец или запись об отце произведена со слов матери, возросла на 700 детей.
Высоким остается показатель числа детей-инвалидов, проживающих на территории области - 869 (всего на территории области проживает 16394 инвалидов). При этом количество детей-инвалидов ежегодно увеличивается. Среди причин, влияющих на возникновение инвалидности у детей, основными являются алкогольная и наркотическая зависимость родителей, их асоциальный образ жизни.
Семья, имеющая детей-инвалидов, ограничена в жизнедеятельности. Для реабилитации детей в этих семьях необходимо создавать равные с другими детьми возможности участия их в жизни общества. С этой целью на базе детского специализированного стационарного учреждения "Валдгеймский детский дом-интернат" в 2005 году создан социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями.
Однако принимаемые меры по обеспечению семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальными услугами, их адаптации в обществе пока недостаточны для преодоления негативного явления "социального сиротства".
2.2. Описание проблемы
Анализ деятельности органов социальной защиты населения области по восстановлению утраченных социальных связей и функций, восполнению среды позитивной жизнедеятельности семьи с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, позволяет выявить как минимум три проблемные зоны формирующейся системы социальной защиты детства:
1) отсутствие в структуре специализированных учреждений отделений помощи семье и детям. Для эффективного решения задач в области защиты детства необходима материально-техническая база, которая обеспечит предоставление социальных услуг семье с детьми, поскольку сегодня потребность в соответствующих услугах выше их предложения, как по количеству, так и по качеству;
2) необходимость создания системы по обеспечению комплексного и целенаправленного подхода к вопросу социальной реабилитации и адаптации семьи и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3) необходимость усиления работы по пропаганде внутрисемейных традиций и ценностей, укрепления значимости общественного статуса семьи с детьми.
Реализация системы мероприятий областной целевой программы "Дети и семья в Еврейской автономной области" на 2007-2009 годы, направленных на решение трех вышеназванных проблем, будет способствовать сокращению социального неблагополучия семей с детьми, приводящего к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении. Эффективно действующая система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска. Повышение эффективности работы в этом направлении, программно-целевое использование государственных ресурсов будут способствовать улучшению общего социального климата и повышению качества жизни семей с детьми в области.