На протяжении последних лет на территории Магаданской области сложилась достаточно сложная демографическая ситуация. Переход России к рыночным отношениям и экономическим преобразованиям, сопровождавшийся падением экономики, особенно больно ударил по северным регионам и заметно ослабил государственную поддержку северных территорий. Эти обстоятельства снизили привлекательность Севера, обусловили интенсивный отток населения и масштабную миграцию, создали проблему государственного значения - проблему переселения северян.
Так, численность населения по переписи 1989 года составляла 391,7 тыс.человек вместе с Чукотским автономным округом, по переписи 2002 года - 182,7 тыс.человек (или 46,6%).
Магаданская область в силу своего географического положения, неблагоприятных природно-климатических условий, слабо развитой социальной и транспортной инфраструктуры не обладает большой привлекательностью для переселенцев из других регионов страны. Приток населения в Магаданскую область в годы ее активного промышленного освоения был обеспечен значительной государственной поддержкой, северными гарантиями и компенсациями.
Общая численность населения области по состоянию на 1 января 2007 года составила 168,5 тыс.человек. За период 2001-2007 годов численность постоянного населения сократилась на 28,6 тыс.человек. Численность детей уменьшилась на 11,2 тыс.человек, а подростков - на 8,9 тыс.человек. Последние 2-3 года отток населения заметно уменьшился.
Миграционный отток стабилизировался с 1996 года на уровне 2% в год, что объясняется, во-первых, стабилизацией социально-экономического положения населения Северо-Востока, во-вторых, тем, что значительная часть трудоспособного населения, имеющего жилье и возможность обустройства в центральных районах страны, уже покинула Север.
На протяжении последних 5 лет сальдо миграции сохраняет отрицательное значение, однако его абсолютное значение сократилось почти вдвое (с 5,1 до 2,7 тыс.человек в год).
Вследствие оттока преимущественно трудоспособного населения ухудшается возрастная структура населения, возрастает доля пенсионеров, что увеличивает нагрузку на бюджет, снижается численность трудоспособного населения, таким образом, происходит постепенное старение населения области. Только за последние 5 лет средний возраст жителей увеличился с 28 до 37 лет, но он сохраняется несколько ниже, чем в среднем по ДВФО.
Уровень общей безработицы, рассчитанный как отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения, в течение 10 лет испытывал колебания в пределах 10-13%. Однако с 2003 года наметилась тенденция к его уменьшению, и к концу 2005 года он составил 8,1%.
Учитывая, что трудовые ресурсы территории невелики, экономическая эффективность отраслевых целевых программ направлена на решение проблемы их воспроизводства. Квалификация населения не в состоянии удовлетворить потребности новых производств, что диктует необходимость разработки специальных образовательных программ для наиболее перспективной части населения - молодежи, только вступающей в трудоспособный возраст. Принятие таких программ поможет привлечь население к реализации проектов и остановить миграционный отток молодежи из области.
Характерной особенностью демографической ситуации в области является низкая рождаемость и высокая смертность, особенно граждан в трудоспособном возрасте. Если до 1991 года наблюдалось превышение рождаемости над смертностью, как и в целом в СССР, то в последующие периоды смертность превышает рождаемость приблизительно на 20%. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста) сократился с 2,19 в 1987 году до 1,29 в 2005 году.
В 2006 году в демографической ситуации области появились тенденции к улучшению. Число родившихся, по сравнению с 2005 годом, сократилось незначительно - на 3,8%. Число умерших уменьшилось на 5%, главным образом, за счет более эффективной работы первичного звена здравоохранения и скорой медицинской помощи. В целом показатели продолжительности жизни, смертности и рождаемости в Магаданской области лучше, чем среднероссийские. Коэффициент естественного прироста в Магаданской области также значительно лучше среднероссийского уровня, однако, он продолжает оставаться отрицательным.
В 2005 году среднемесячная заработная плата составила 14672,6 рублей и увеличилась в 2,6 раза против 5614,3 тыс.рублей в 2001 году.
Сохранилась дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности. Средняя заработная плата одного работающего в наиболее высокооплачиваемом виде экономической деятельности (финансовой) в 3,7 раза превышала аналогичный показатель в наименее оплачиваемых - сельском и лесном хозяйстве, в охотничьем промысле. Одновременно она в 2,4 раза выше средней зарплаты по области.
Уровень средней начисленной заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения составил 81% к ее уровню в обрабатывающей промышленности, а у работников образования - 80%.
Средняя заработная плата в Магаданской области с учетом надбавок за работу в районах Крайнего Севера и северного коэффициента выше среднероссийского уровня (в 2005 году 14672,6 рублей против 8530 рублей). Однако если исключить из заработной платы эти выплаты, имеющие компенсационный характер, то размер заработной платы складывается на уровне 5869 рублей, то есть, гораздо ниже среднероссийского уровня (8530 рублей).
Прожиточный минимум на начало 2006 года составлял 4756 рублей, для трудоспособного населения - 5060 рублей, пенсионеров - 3370 рублей, детей - 4525 рублей.
За последние 10 лет в два раза снизилось количество северян, имеющих возможность выехать в отпуск с семьей. Только 20% жителей области имеют возможность выехать на отдых в районы с благоприятными климатическими условиями. В основном это работники бюджетных организаций и высокооплачиваемые работники частных предприятий.
Единственным видом транспорта, осуществляющим внешние пассажирские перевозки, является дорогостоящий воздушный транспорт. Согласно Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" оплата проезда в отпуск 1 раз в два года работнику и членам его семьи должна производиться за счет соответствующих бюджетов и средств работодателей. Основная масса мелких частных предприятий не имеет возможности оплачивать проезд в отпуск своим работникам и членам их семей.
Из-за недостаточности средств регионального и местного бюджетов закон исполняется не в полном объеме. Вместе с тем, за последние 5 лет доля работников бюджетной сферы, выезжающих в отпуск возросла с 28% до 37%.