Недействующий

О Государственной целевой программе "Электронная Якутия" на период 2007-2011 годы (утратил силу с 30.12.2010 на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 N 874-З N 641-IV)

3.1.2.1. Формирование единой системы республиканских интегрированных информационных ресурсов


Система республиканских информационных ресурсов создается как территориально распределенная и содержит информационные ресурсы, структурированные по классам объектов управления (предметным областям), по функциональным направлениям их использования, по уровням административно-территориального деления Республики Саха (Якутия).

Основой системы республиканских информационных ресурсов являются государственные и муниципальные объектно-ориентированные информационные ресурсы, содержащие первичную информацию об объектах и субъектах социально-экономических и юридических отношений и формируемые в местах возникновения (регистрации) этих данных. При этом на передний план выдвигается задача унификации описания первичных данных об объектах, субъектах и процессах, происходящих в социально-экономических и производственных системах, организованных в виде записей типа "объект-признаки".

Для обеспечения важнейших информационных потребностей населения, органов власти и управления необходимо, в первую очередь, сформировать системы объектно-ориентированных информационных ресурсов, содержащие данные о населении, юридических лицах, объектах недвижимости.

Интегрирующим ядром республиканской системы объектно-ориентированных информационных ресурсов является соответствующий государственный кадастр или регистр, содержащий основные регистрационные идентификационные данные базового объекта государственного управления и регулирования на территории республики (государственный земельный кадастр, государственный кадастр объектов недвижимости, государственный регистр населения, государственный регистр юридических лиц и государственный регистр предпринимателей без образования юридического лица).

Перечисленные кадастры и регистры являются важнейшими базисными структурными элементами системы первичных информационных ресурсов (базисными информационными ресурсами), основой для объединения баз данных, содержащих разнообразную многоаспектную информацию об объектах. Структурная схема связей базовых информационных ресурсов приведена на рис.3. Эти информационные ресурсы должны создаваться в приоритетном порядке, быть инвариантными к организационной структуре управления и использоваться как информационные ресурсы коллективного пользования для большинства республиканских и муниципальных органов управления.

Государственные кадастры и регистры входят в систему общих государственных информационных ресурсов страны (ОГИР). Они создаются на территории республики территориальными подразделениями уполномоченных на это федеральных органов исполнительной власти и используются как информационные ресурсы общего пользования.

Наряду с объектно-ориентированными информационными ресурсами в состав системы республиканских информационных ресурсов входят функционально-ориентированные информационные ресурсы, создаваемые в рамках функциональных комплексов управления территорией в процессе выполнения конкретных функциональных задач органов управления и подчиненных им служб (рис.4 и 5).

В состав системы республиканских информационных ресурсов входят также информационные ресурсы, содержащие аналитическую информацию (агрегированные данные, получаемые из объектно-ориентированных информационных ресурсов, аналитические данные), формируемую в органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия), в органах местного самоуправления и в функциональных комплексах управления; данные государственной, муниципальной и региональной статистики.

На рис.6 представлена объектно-ориентированная модель создания системы республиканских информационных ресурсов. На республиканском уровне информация о каждой группе объектов управления должна храниться в курируемых министерствах и ведомствах, где будет обеспечено постоянное обновление данных и создана защита от несанкционированного доступа. Для формирования системы республиканских информационных ресурсов уже внедрены технологии ОГИР МАП (объединенные государственные информационные ресурсы - мониторинг, анализ, прогноз) - для использования министерствами и ведомствами республики и ЦХД (центральное хранилище показателей социально-экономического развития республики) (ТИЦ "Мониторинг СЭР РС (Я)"), к которому имеют доступ органы государственного управления. В будущем муниципального управления, предприятия и граждане. ЦХД размещается в Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по статистике.

Кадастры недвижимости и природных ресурсов, а также геоинформация в ГИС различных организаций могут быть доступны для внешнего пользования только при условии использования единых государственных сертифицированных электронных топографо-картографических основ местности.

Развитие республиканских информационных ресурсов должно осуществляться в направлении перехода от независимо функционирующих на территории республики информационных ресурсов федеральных, республиканских и муниципальных органов управления к интегрированной системе информационных ресурсов в составе ТИС республики. Интеграция региональных информационных ресурсов позволит реализовать однократный ввод данных в систему и многократное их использование при решении комплексных задач социально-экономического развития республики, а также обеспечить актуальность, полноту, непротиворечивость и сопоставимость данных, хранящихся в региональных АИС, организовать информационное обслуживание граждан и организаций на основе технологий "электронного правительства" и "одного окна".

Решение задачи интеграции республиканских информационных ресурсов будет обеспечено на основе реализации следующих мероприятий:

определение состава информационных ресурсов, представляющих интерес для многих пользователей, т.е. ресурсов общего пользования (общих информационных ресурсов);

создание базисных информационных ресурсов на территории республики: кадастр недвижимости, земельный кадастр, регистр населения республики, регистр предприятий республики, регистр;

возложение ответственности за ведение, обеспечение достоверности и актуальности информационных ресурсов общего пользования на органы управления и специализированные структуры, управляющие отдельными информационными ресурсами;

разработка и обязательное использование для представления и описания данных единых общесистемных информационно-лингвистических средств (классификаторов, справочников, словарей, идентификаторов информационных объектов, форматов представления адресного пространства и основных регистрационных данных информационных объектов), обеспечивающих информационную совместимость входящих в систему информационных ресурсов;

разработка и обязательное использование системы стандартов на электронные административные регламенты информационного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, а также стандартов и других нормативно-технических документов, обеспечивающих обмен информацией;

закрепление ответственности за обеспечение интеграции информационных ресурсов на территории республики за Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и ГУ НАИЦП.

разработка системно-технического проекта единой республиканской системы информационных ресурсов, который определит требования к информационному взаимодействию и принципы построения системы.

Одним из основных мероприятий является создание в республике в 2007-2009 годах системы мониторинга информационных ресурсов на базе инвентаризации, учета и стоимостной оценки. Мероприятия включают:

Выявление обладателей информационных ресурсов, созданных за счет средств республики.

Установление операторов и основных пользователей информационного ресурса.

Получение сведений о содержании, системе сбора, обработки и доступа к конкретному информационному наполнению.

Сбор информации о предоставляемых бесплатных и платных услугах для различных пользователей конкретного информационного ресурса.

Осуществление классификации и интерференции различных ресурсов.

Проведение независимой оценочной экспертизы о рыночной стоимости каждого информационного ресурса.

Расчет обоснованной стоимости за пользование информационными ресурсами для коммерческих целей.

Оценка эффективности ресурсов.