В современном обществе все более возрастает роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Именно успехи в этом направлении в значительной мере предопределили экономический рост и влияние, достигнутое Соединенными Штатами и странами Европейского Союза в 90-е годы прошлого века. Уже сегодня сфера ИКТ выходит на рубежи до 30-40% ВВП развитых стран. Например, объем мирового рынка информационных технологий и коммуникаций в 2001 году составил около $120 млрд., в то время как, например, рынок вооружений за тот же период не превысил $30 млрд.
В России, как отметил 16 февраля 2006 года Президент РФ В.В.Путин на заседании Президиума Госсовета "Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации" - "В последнее время эта тема находится в зоне особого внимания постоянно. Причина - в серьезных перспективах самого рынка технологий и в его прямом влиянии на научно-технический прогресс, в его значении для достижения Россией лидерских позиций на мировых рынках". В процессе обсуждения ближайших задач отмечено, что во многих регионах в органах госвласти затраты на ИКТ не являются приоритетными, итогом этого будет невозможность государственного управления создания информационно-технологической инфраструктуры.
В 2006 году значительно укрепилась нормативная правовая база развития информатизации в стране. Приняты федеральные законы "О персональных данных", новая редакция ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", одобрена Правительством РФ Концепция региональной информатизации до 2010 года и утверждена новая редакция Федеральной целевой программы "Электронная Россия".
Согласно Концепции региональной информатизации (распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 N 1024-р) ее развитие в регионах страны подразделено на три этапа (период действия ФЦП "Электронная Якутия"). На первом этапе (2006 год) - должна быть разработана и согласована общая методика проектирования электронного правительства региона, модель его общей концептуальной, функциональной, информационной и технической структур; на втором этапе (2008 год) - должны быть разработаны и апробированы типовые решения в сфере региональной информатизации; на третьем этапе (2010 год) - на уровне субъектов Российской Федерации должны быть реализованы и введены в эксплуатацию региональные информационные системы.
Новая редакция ФЦП "Электронная Россия" (постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 года N 502) предполагает создание федерального центра управления межведомственным обменом и доступом к данным государственных информационных систем; формирование системы удостоверяющих центров, включая создание федерального удостоверяющего центра; создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота; обеспечение регламентированного доступа органов государственной власти, граждан и организаций к данным государственных информационных систем; интеграция государственных информационных систем в рамках отдельных задач государственного управления.
В 2006 году в РФ начата реализация трех крупных проектов, в числе которых создание национальной системы удостоверяющих центров электронной подписи: создание национальной системы удостоверяющих центров, создание федерального информационного центра, создание национальной системы идентификации (формирование единого пространства информационного доверия). Все три проекта актуальны и имеют непосредственное отношение к реализованным в 2002-2006 годы республиканским проектам.
По итогам пяти лет реализации республиканских целевых программ информатизации в области внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в органах государственного управления республика достигла позиций лидера среди регионов РФ. Так, в 2003 году по результатам всесоюзного конкурса "Электронной России" по номинации "Лучший регион в сфере ИКТ" республика заняла третье место в подноминации "ИКТ в образовании". В 2004 году второе место среди субъектов Российской Федерации в номинации "Государственная поддержка информатизации". В области внедрения - признана опорной зоной реализации мероприятий N 42 и N 51 ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" - создана электронная база данных официальных документов республики с 1922 по 1990 годы и создается система государственных закупок. С 2003 года республика совместно с МЭРТ РФ приступила к созданию системы поддержки принятия управленческих решений. С 2006 года признана опытным регионом по внедрению технологии электронной цифровой подписи, а Удостоверяющий центр РС (Я) вошел в зону доверия федерального Удостоверяющего центра ФАИТ.
С 2004 года Республика Саха (Якутия) вошла в перечень регионов, в которых проводится федеральный мониторинг состояния информатизации. Согласно имеющимся данным, республика входит в первую десятку регионов страны с наиболее развитой сетью пользователей (количество) - региональными компьютерными сетями в сфере государственного управления. В то же время, по объемам финансирования сферы информатизации из регионального бюджета в пересчете на душу населения республика находится на 27 месте с показателем 37 руб. на человека (данные 2005 года). Сравнение соотношения между приведенными выше показателями количества пользователей и суммы затрат убедительно демонстрирует, что в республике осуществляется системная работа по координации развития информатизации и внедрения высоких технологий в управленческую деятельность.
За период действия обеих целевых программ представлены сравнительные данные об утвержденных и фактических объемах финансирования мероприятий РЦП "Электронная Якутия" погодично с 2002 по 2006 годы. Соотношение обобщенных показателей равняется 27%, т.е. сумма фактического финансирования составила 27% от реально утвержденных цифр.
На базе сетевой системы, образуемой транспортной подсистемой-технологической сетью спутниковой связи Минфина РС (Я) и информационно-телекоммуникационной подсетью органов власти (так называемая 172 подсеть) функционирует обычная трехуровневая информационная инфраструктура, включающая управляющий комплекс на уровне межведомственных систем республиканского управления; ведомственные системы отраслевого уровня управления и системы муниципального уровня. Программные мероприятия охватывают все три обозначенных уровня архитектуры.
Многие перспективные направления работы в сфере информатизации находятся в зоне организации электронного взаимодействия правительства с населением и юридическими лицами. Фактически речь должна пойти об ускоренном формировании единого информационного пространства для органов государственной власти всех уровней, создании государственных информационных ресурсов, предоставлении услуг населению и юридическим лицам, разработке и внедрении соответствующих регламентов, организации мероприятий по защите информации. Решение всех этих вопросов без централизованной единой координации и государственного регулирования невозможно.
Основные проекты, выполнявшиеся по РЦП "Электронная Якутия":
Система электронного документооборота установлена на уровне министерств и ведомств республики.
Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогноза социально-экономического развития РС (Я) предназначенная для автоматизации процесса прогнозирования социально-экономического развития республики и муниципальных образований, ежегодно осуществляемого Минэкономразвития РС (Я), ее эксплуатация обеспечивает ежегодную экономию бюджетных средств до 1,0 млн.рублей за счет исключения командировочных выездов специалистов администраций муниципальных образований в период работы над прогнозом.
Централизованное хранилище статистических данных социально-экономических показателей развития РС (Я) предназначенное для обеспечения пользователей статистической информацией в электронном виде, содержит 11 тыс.показателей и современные инструменты автоматизированной обработки данных. Уже в 2005 году использование системы сократило время обработки данных в 3 раза. Система является постоянным элементом АРМов регионального Минэкономразвития и территориального подразделения Росстата: время работы внешних пользователей в 2005 году составило 570 часов.
Ситуационный центр Минэкономразвития РС (Я) как экономический блок системы электронного правительства РС (Я) является центром информационно-аналитического обеспечения его деятельности, позволяет осуществлять поддержку принятия и выработки решений руководством министерства за счет: интеграции информационных ресурсов социально-экономического развития, мониторинга показателей и решения аналитических задач социально-экономического и финансово-бюджетного развития, выполнения сценарных и статистических прогнозных расчетов, индикации и визуализации результатов прогнозно-аналитических расчетов.
Система объединенных государственных информационных ресурсов "Мониторинг-Аналитика-Прогноз" РС (Я) (ОГИР МАП РС (Я) предназначена для использования всеми министерствами республики и как типовая система должна стать основой безбумажного обмена информацией между органами государственной власти РС (Я). Использование системы обеспечивает информационно-аналитическую и инструментальную поддержку принятия решений специалистами и руководством органов государственной власти РС (Я). ОГИР МАП формируется на базе типовых функциональных разделов министерств и ведомств РС (Я), включающих в себя подсистемы мониторинга, анализа и прогнозирования.
Корпоративный портал Главного контрольного управления при Президенте РС (Я) предназначен для автоматизации контрольно-ревизионной деятельности управления. Система автоматизировала процессы планирования и проведения контрольных мероприятий, обеспечивает нормативное и правовое сопровождение процесса контрольно-ревизионной деятельности (система "Кодекс"), автоматизирует мобильные рабочие места проверяющих, и организует взаимодействие мобильных АРМов и Центра.
Развитие муниципального сегмента Территориальной информационной системы РС (Я) началось с 2004 года. Сбор и хранение первичной информации о показателях социально-экономического развития республики осуществляется в муниципальных базах данных. На уровне поселений собирается вся первичная информация, которая является основой статистической информации, ведомственной отчетности. Предоставление услуг населению и юр.лицам, доступ к информации о деятельности государственных и муниципальных органов власти требует внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
Для оперативного предоставления данных и отчетности с районного уровня, отображения актуальной информации о текущем состоянии социально-экономического развития территории создается Интегрированная система информационных ресурсов (ИСИР), которая интегрирует все типовые системы, включая делопроизводство, учет, планирование, отчетность и осуществление услуг для населения и юридических лиц. Эти типовые системы разработаны на одной платформе, что дает возможность унифицировать информационные системы по всем районам и создавать единый банк данных по республике.
Сегодня в республике есть пример создания информационной системы, обеспечивающей вертикаль управления "республика-район-поселение" и сбора информации снизу вверх. Это автоматизированная информационная система "ЗАГС-АРСИНТ", внедренная Управления ЗАГС при Правительстве РС (Я) во всех муниципальных образованиях. Введение системы значительно облегчило работу по регистрации актов гражданского состояния, позволяет своевременно предоставлять требуемые сведения, сократить время ответов на письменные запросы граждан (от двух недель до 5 мин.). Применение системы позволило увеличить объем выдачи сведений о регистрации актов гражданского состояния в государственные учреждения районов и республики.
Такую же "виртуальную" вертикаль управления государственной собственностью имеет Министерство имущественных отношений РС (Я) (МИО), внедрившее в свои территориальные отделы автоматизированную информационную систему "Комплекс управления имуществом" (АИС КУИ), а во исполнение распоряжения Правительства РС (Я) от 2 февраля т.г. о мониторинге управления муниципальной собственностью, МИО будет использовать базы данных этой же системы АИС КУИ, формируемые органами МСУ.
С 2006 года в республике внедряется технология применения цифровой подписи на основании необходимости обеспечения юридической значимости информации, собираемой, хранимой, создаваемой и передаваемой всеми описанными выше автоматизированным системами, включая АИС "Госзакупки".
После приемки системы в промышленную эксплуатацию начался переход к удостоверению юридической значимости электронных документов с использованием электронной подписи. Структурой, организующей подтверждение авторства и подлинности подписи, является корневой Уполномоченный федеральный орган - Удостоверяющий центр Федерального Агентства по информационным технологиям (в единой системе пространства доверия по состоянию на 24.09.2006 по РФ зарегистрировано 68 таких центров, включая Удостоверяющий Центр РС (Я) (УЦ РС (Я)).
УЦ РС (Я) базируется на современной отечественной программно-аппаратной платформе и может обслуживать десятки тысяч владельцев сертификатов ключей подписей. Проект выполнен во исполнение указа Президента РФ от 12.05.2004 N 611 (с изменениями от 22.03.2005) о мерах по обеспечению информационной безопасности РФ в сети "Интернет" с учетом требований к безопасности информационных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию.
В 2007 году предполагается внедрить применение электронной подписи в процедурах предоставления налоговой, бухгалтерской, статистической отчетности; при создании защищенных хранилищ баз данных; создании и поддержке государственных и гражданских порталов; развитии кадастровых и геоинформационных систем; в создании единого домена доверия на территории республики и предоставлении сервисов УЦ другим субъектам Дальневосточного федерального округа.
Сложность проблемы информатизации и межведомственный характер ее решения, поручения Президента РФ В.В.Путина по разработке программ информатизации в субъектах федерации, определяют целесообразность усиления координирующей роли государства в этом процессе и необходимость продолжения работ в этом направлении в рамках ведомственной целевой программы, мероприятия которой ранее планировалось реализовать в составе РЦП "Электронная Якутия до 2010 года".
Данная программа предназначена для создания в Республике Саха (Якутия) единой (территориальной) информационной системы информационно-справочного и аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, а также предоставления предприятиям и гражданам доступа к открытым государственным информационным ресурсам.