ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2007 года N 86
г.Горно-Алтайск
Об утверждении Концепции программы развития кадрового потенциала Республики Алтай до 2020 года
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 13.03.2018 N 59.
____________________________________________________________________
В целях определения основных направлений и приоритетов деятельности по осуществлению государственной политики, налаживанию частно-государственного партнерства, повышения эффективности использования трудовых ресурсов, приведения в соответствие структуры кадрового потенциала стратегическим целям социально-экономического развития Республики Алтай, Правительство Республики Алтай
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию программы развития кадрового потенциала Республики Алтай до 2020 года.
2. Министерству экономического развития и инвестиций Республики Алтай (Полетаев В.В.), Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Алтай (Трутнев В.К.) совместно с другими органами исполнительной власти Республики Алтай разработать Программу развития кадрового потенциала Республики Алтай до 2020 года в срок до 1 января 2008 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Алтай принять участие в разработке Программы развития кадрового потенциала Республики Алтай до 2020 года.
4. Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Алтай (Трутнев В.К.) организовать конкурс на проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) для целей разработки Программы развития кадрового потенциала Республики Алтай до 2020 года в срок до 01.06.2007.
5. Министерству финансов Республики Алтай (Гашкина С.А.) обеспечить финансирование указанных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в 2007 году из средств Программы реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай в 2006-2007 годах в пределах 400 тыс.руб.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.Бердников
КОНЦЕПЦИЯ
программы развития кадрового потенциала Республики Алтай до 2020 года
Концепция Программы развития кадрового потенциала Республики Алтай до 2020 года (далее - Программа) разработана в целях определения основных направлений и приоритетов деятельности по осуществлению государственной политики в развитии трудового потенциала Республики Алтай, направленной на распределение и эффективное использование трудового потенциала, совершенствование системы кадровой подготовки, обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными рабочими и специалистами, повышение качества и мобильности рабочей силы на рынке труда, развитие системы профессионального образования региона, повышение уровня жизни населения, приведения в соответствие структуры кадрового потенциала стратегическим целям социально-экономического развития Республики Алтай.
Основные положения Программы определены в соответствии с федеральным и республиканским законодательством и нормативными правовыми актами в сфере занятости населения, рынка труда, управления персоналом и социально-трудовых отношений.
Концепцию Программы определяют:
- приоритетные направления развития экономики Республики Алтай, обозначенные в стратегиях, программах и планах социально-экономического развития;
- объективная потребность выработки республиканской кадровой политики как составной части реформирования экономики;
- необходимость анализа реального состояния кадрового потенциала, выявление в нем позитивных и негативных тенденций, перспектив развития;
- цели и стратегии развития республиканской кадровой политики;
- налаживание частно-государственного партнерства в реализации эффективной кадровой политики на территории Республики Алтай.
Концепция Программы включает ключевые позиции кадровой деятельности, что определяет ее взаимоотношения с государственной кадровой политикой и спецификой жизнедеятельности региона.
Республика Алтай занимает юго-восточную часть Западной Сибири, граничит с Китаем, Монголией, Казахстаном, а также субъектами РФ: Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край и Кемеровская область. Площадь территории республики 92,6 тыс.км.кв., 41,1% территории республики относится к территориям, приравненным к районам Крайнего Севера.
На территории Республики Алтай проживает 1% населения Сибирского федерального округа. С момента Всероссийской переписи населения 2002 года, численность постоянного населения республики увеличилась на 0,7% и составила на 1 января 2006 года 204,5 тыс.человек. Характерной особенностью республики является высокая концентрация населения, проживающего в сельской местности (74,1%), низкая плотность населения (2,2 чел/кв.км.).
Национальный состав населения: русские - 57,4%, алтайцы - 30,6%, казахи - 6%, прочие национальности - 6%. Всего - более 70 национальностей.
В республике зарегистрировано 245 населенных пунктов, в том числе один город (Горно-Алтайск).
Транспортная сеть Республики Алтай представлена автомобильными дорогами общей протяженностью 3475 км. Удельный вес дорог с твердым покрытием составляет 85,4%. 31% населенных пунктов имеют пассажирское сообщение автомобильным транспортом общего пользования. Железнодорожный и водный транспорт отсутствуют (ближайшая железнодорожная станция в 100 км. - г.Бийск).
Природно-климатические и геополитические условия на протяжении многих лет способствовали развитию сельскохозяйственного сектора: отгонное животноводство, козоводство, овцеводство. Развитие промышленности (цветная металлургия, лесопромышленный комплекс) сдерживается отсутствием развитой транспортной инфраструктуры (удаленность региона от железной дороги, трудность дорожного строительства ввиду практически полного отсутствия низких перевальных точек), ограниченностью равнинных площадок для застройки, слабой продуваемостью долин.
Сложившаяся структура экономики РА имеет аграрно-сырьевую направленность. За период 1998-2005 годов валовой региональный продукт формировался преимущественно в сельском хозяйстве (в среднем 75,6%). Среднегодовой прирост валового регионального продукта за период 1996-2005 годов составил 8,9%. Тенденция прироста имеет неравномерный характер.
В структуре валового регионального продукта основная доля приходится на производство услуг (50,6% в 2005 году основная доля в услугах ЖКХ) и товаров (40,6% в 2005 году основная доля в пищевой промышленности и строительстве). Прослеживается тенденция к сокращению удельного веса чистых налогов на продукты (с 26,7% в 2000 году к 8,8% в 2005 году), что объясняется выбытием предприятий - социальных инвесторов, образующих значительную часть налогооблагаемой базы региона.
Экономика Республики Алтай развивается по такой же закономерности, что и экономика РФ, об этом свидетельствует синхронность изменений. Наибольшая глубина спада приходится на 1998 год. После чего начинается медленный рост. Однако в целом спад промышленного производства в РА был более глубоким, чем в целом по России. Если в целом объемы национального промышленного производства сократились за 1990-2002 годов в 1,62 раза, то в Республике Алтай - в 2,68 раза. Кризис экономики Республики Алтай, обусловленный переходными процессами, привел к более тяжелым последствиям.
Республика Алтай входит в группу регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Вместе с тем присутствует положительная динамика в развитии Республики Алтай на общероссийском плане: если в начале 90-х годов Республика Алтай относилась к регионам с крайне низким уровнем экономического развития и занимала 75-е место среди 89 субъектов федерации, то к 2000 году заняла 67-е место, в 2003 году - 57-е.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
социально-экономического и демографического развития Республики Алтай в 1996-2005 годах
Показатель | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005* |
Выпуск товаров и услуг, млн.руб. | 1565,7 | 1720,5 | 2182,1 | 3684,2 | 4931,0 | 8092,7 | 9743,1 | 12431,5 | 14719,2 | 17302,2 |
Промышленность, млн.руб. | 210,0 | 163,7 | 131,3 | 369,8 | 480,0 | 848,6 | 789,3 | 1094,9 | 1296,3 | 1523,8 |
Сельское и лесное хозяйство (включая рыночные и нерыночные услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство), млн.руб. | 628,7 | 699,8 | 765,4 | 1197,0 | 1543,0 | 1956,0 | 2501,6 | 2935,4 | 3475,5 | 4085,5 |
Строительство, млн.руб. | 257,4 | 155,9 | 165,4 | 248,6 | 406,0 | 1206,1 | 1484,2 | 1917,0 | 2269,7 | 2668,0 |
Транспорт (рыночные услуги), млн.руб. | - | 62,0 | 47,4 | 48,6 | 67,3 | 286,5 | 143,1 | 239,1 | 283,2 | 332,8 |
Связь (рыночные услуги), млн.руб. | - | 44,8 | 61,1 | 62,0 | 73,0 | 89,3 | 139,7 | 233,4 | 276,4 | 324,9 |
Торговля и общественное питание, включая оптовую торговлю продукцией производственно-технического назначения, млн.руб. | 469,6 | 594,3 | 645,8 | 943,3 | 576,9 | 763,4 | 796,5 | 1017,2 | 1204,4 | 1415,8 |
Валовой региональный продукт - всего, млн.руб. | 1203,0 | 1505,1 | 1634,1 | 2568,1 | 3733,0 | 5653,8 | 6226,5 | 7766,3 | 9520,6 | 10988,4 |
Валовой региональный продукт - всего, в% к предыдущему году | 132,7 | 103,9 | 90,4 | 114,3 | 110,8 | 119,6 | 96,2 | 114,0 | 103,4 | 104,0 |
Валовой региональный продукт на душу населения, тыс.руб. | 6,0 | 7,5 | 8,0 | 12,6 | 18,2 | 27,6 | 30,3 | 38,2 | 46,7 | 53,9 |
Промышленность, млн.руб. | - | 583,3 | 676,6 | 141,8 | 202,3 | 409,1 | 338,6 | 377,6 | 447,1 | 525,5 |
Промышленность, в % к предыдущему году | - | 74,7 | 73,7 | 171,4 | 143,1 | 102,8 | 97,3 | 97,3 | 95,2 | 98,0 |
Сельское и лесное хозяйство (включая рыночные и нерыночные услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство), млн. руб. | - | 377,9 | 415,9 | 713,2 | 859,6 | 1082,0 | 1379,2 | 1776,4 | 2103,3 | 2472,4 |
Сельское и лесное хозяйство (включая рыночные и нерыночные услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство), в % к предыдущему году | 95,6 | 78,0 | 88,4 | 109,5 | 100,3 | 94,3 | 100,7 | 118,7 | 101,7 | 109,0 |
Строительство, млн.руб. | - | 99,1 | 185,2 | 148,5 | 195,7 | 713,2 | 784,4 | 811,9 | 1345,9 | 1469,1 |
Строительство, в % к предыдущему году | - | - | 186,9 | 80,2 | 188,6 | 268,6 | 91,5 | 103,5 | 142,7 | 93,3 |
Транспорт и связь (рыночные услуги), млн.руб. | - | 65,5 | 55,6 | 57,5 | 76,6 | 167,4 | 165,5 | 237,3 | 337,2 | 363,4 |
Транспорт и связь (рыночные услуги), в% к предыдущему году | - | - | 84,9 | 103,4 | 132,0 | 115,2 | 105,7 | 121,0 | 119,8 | 97,1 |
Торговля и обществ. питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, млн. руб. | - | 248,3 | 161,7 | 259,0 | 386,2 | 483,1 | 544,5 | 698,8 | 827,4 | 972,6 |
Торговля и обществ. питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, в % к предыдущему году | - | - | 65,1 | 160,2 | 159,2 | 108,6 | 114,2 | 116,3 | 107,6 | 106,8 |
Другие отрасли, млн. руб. | - | 131,0 | 139,1 | 1248,1 | 1017,0 | 1644,6 | 2098,8 | 3031,9 | 3589,9 | 4219,8 |
Другие отрасли, в % к предыдущему году | - | - | 106,2 | 897,3 | 141,3 | 119,5 | 86,1 | 105,5 | 99,8 | 98,5 |
Чистые налоги на продукты, млн. руб. | - | 118,0 | 101,7 | 378,6 | 995,6 | 1154,4 | 915,9 | 832,4 | 869,9 | 965,6 |
Чистые налоги на продукты, в % к предыдущему году | - | - | 86,2 | 372,3 | 257,9 | 119,6 | 99,1 | 108,5 | 87,2 | 98,0 |
Структура производства валового регионального продукта (в% от общего объема) | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Производство товаров, % | 54,4 | 39,5 | 41,4 | 39,4 | 33,6 | 38,9 | 40,0 | 38,1 | 40,9 | 40,7 |
Производство услуг, % | 45,3 | 52,5 | 52,4 | 45,6 | 39,8 | 40,7 | 45,3 | 51,2 | 49,9 | 50,6 |
Чистые налоги на продукты, % | 0,3 | 8,0 | 6,2 | 15,0 | 26,7 | 20,4 | 14,7 | 10,7 | 9,1 | 8,8 |
________________
* - оценочные и предварительные данные
За период 1996-2004 годов отраслевая структура промышленного производства практически не претерпевала изменений. В 2004 году наибольший удельный вес приходился на пищевую промышленность (28,2%), энергетику (27,2%), цветную металлургию (20,0%), производство строительных материалов (9,2%), лесную и деревообрабатывающую промышленность (8,1%). Имеет место явная тенденция сокращения доли по легкой промышленности (с 26,3% в 1991 году до 0,7% в 2004 году), что обусловлено прекращением производственной деятельности ведущих предприятий.
Среднегодовые темпы прироста физического объема производства промышленной продукции за 1996-2004 годы составили 3,2%. По ряду традиционных отраслей специализации Республики Алтай не достигнуты дореформенные показатели, так вывозка древесины - в период с 1990-2004 годов сократилась в 3,28 раз, производство деловой древесины и пиломатериалов в 4 раза. Значительное ухудшение в данной отрасли обусловлено ростом доли транспортных издержек в себестоимости продукции и разрывом прежних хозяйственных связей, обусловленных переориентацией традиционных регионов-покупателей лесосырья (Алтайский край, Новосибирская область) на заготовку и переработку собственной древесины.
С 1997 года доля цветной металлургии в общем объеме промышленного производства возрастает, при этом наблюдается спад физического объема производства, обусловленный отработкой экономически доступных запасов золотоносных месторождений. Развитие цветной металлургии в Республики Алтай сдерживается отсутствием геолого-экономической оценки большей части запасов. Имеются объективные предпосылки развития промышленности нерудного сырья (введена в эксплуатацию фабрика по производству и обогащению волластонитового концентрата).
В производственной структуре агропромышленного комплекса традиционно 3/4 общего объема продукции приходится на мясное направление животноводства. Природно-климатические условия осложняют развитие товарных отраслей растениеводства и, прежде всего, зернопроизводства. Из 1781,0 тыс.га сельскохозяйственных угодий под пашню используется 143,7 тыс.га (8,06%), сенокосы занимают 124,4 тыс.га (6,9 %), оставшиеся площади приходятся на пастбища, что предопределяет специализацию отрасли.
Основной категорией производителей в сельском хозяйстве являются личные подсобные хозяйства (72,8% в 2004 году). Среднегодовые темпы прироста физического объема производства сельскохозяйственной продукции за 1996-2004 годы составили 1,7%. Сельскохозяйственные предприятия характеризуются высокой степенью износа основных фондов - 40,5%. Прослеживается тенденция к снижению доли убыточных хозяйств с 59,3% в 2000 году до 15% в 2004 году.
Перерабатывающая сфера сельского хозяйства представлена одним крупным предприятием (Соузгинский мясоперерабатывающий комбинат, закупающий 80% сельхозпродукции в Республике Алтай) и сетью малых забойных и колбасных цехов. Имеются локальные мощности по переработке молочной продукции.