ЗАКОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 04 мая 2007 года N 57-ЗАО
Об окружной целевой программе содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 2010 годы
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
18 апреля 2007 г.
Документ утратил силу:
-законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО
Документ с изменениями внесёнными:
-Законом автономного округа от 25.12.2008 N 126-ЗАО
Утвердить окружную целевую программу содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы.
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В.Неёлов
от 4 мая 2007 г. N 57-ЗАО
ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы
Наименование | Окружная целевая программа содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) |
Основание | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". |
Государственный | Департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент занятости населения) |
Ответственные за выполнение мероприятий Программы | |
Основные разработчики Программы | |
Цели | Цель: |
Сроки и этапы | 2008 - 2010 годы |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Уровень регистрируемой безработицы; |
Перечень | Информирование работодателей и населения о положении на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Объемы и источники финансирования Программы (абзац с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800729.doc ) | Общий объем финансовых затрат по социальной поддержке безработных граждан и мероприятиям по содействию занятости населения за счет субвенций из федерального бюджета составит в 2008 - 2010 годах 381 410,6 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности Программы | Реализация Программы в течение 2008 - 2010 годов позволит: |
Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В 2004 - 2006 годах в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) проводились мероприятия, направленные на реализацию планов социально-экономического развития автономного округа, на развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере, на обеспечение достойной жизни всего населения, проживающего на Ямале. Одновременно произошел рост объемов промышленной продукции, производства потребительских товаров, перевозок грузов предприятиями транспорта, увеличились объемы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. Предприятиями автономного округа в январе - сентябре 2006 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на сумму 382,4 млрд рублей, в том числе: добыча полезных ископаемых - 345,0 млрд рублей, обрабатывающие производства - 24,5 млрд рублей, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 12,9 млрд рублей. Индекс промышленного производства за январь - сентябрь 2006 года составил 101,4% к аналогичному периоду 2005 года.
К положительным моментам развития автономного округа следует отнести рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Высокие темпы роста денежных доходов в январе - сентябре 2006 года по сравнению с ростом потребительских цен обусловили рост реальных располагаемых денежных доходов на 6,4% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения происходил на фоне увеличения темпов роста заработной платы работников организаций (119,4% в январе - сентябре 2006 г. против 113,2% в январе - сентябре 2005 г.).
Положительные изменения в экономике округа, связанные с реализацией национальных проектов, привлечением инвестиций с целью освоения Полярного Урала создают условия для устойчивого развития региона и повышения уровня жизни населения. Это оказывает благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда автономного округа.
Рынок труда автономного округа на протяжении ряда лет остается стабильным. Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных по состоянию на 1 января 2007 года составила 7 003 человека, что на 18,4% ниже уровня 2006 года. В среднем за месяц статус безработного получали порядка 1 200 человек. Объективной причиной стабильности являлось наличие регионального банка вакансий, который насчитывал в 2006 году 26 437 вакансий, что на 31,1% выше 2005 года.
Одним из факторов, определяющих состояние рынка труда, является уровень регистрируемой безработицы, который на 1 января 2007 года составил 2,17% от численности экономически активного населения автономного округа. Окружной показатель уровня безработицы ниже российского (2,36%), но выше показателя по УрФО (1,77%).
В то же время нельзя отрицать существование ряда проблем, определяющих дальнейшие направления политики занятости, проводимой в автономном округе.
Одной из проблем рынка труда автономного округа является дифференциация территорий по уровню безработицы и условиям обеспечения занятости. К числу территорий с максимальным уровнем регистрируемой безработицы относятся, в первую очередь, районы компактного проживания коренных малочисленных народов Севера - Шурышкарский (8,61%), Ямальский (6,21%), Приуральский (3,81%), Красноселькупский (3,55%) районы.
Наименьшие показатели уровня безработицы на 1 января 2007 года зарегистрированы в городах Надым (0,93%), Губкинский (1,19%), Салехард (1,32%), Ноябрьск (1,84%), Новый Уренгой (1,91%), где, в основном, расположены предприятия топливно-энергетического комплекса.
Несмотря на динамичное развитие экономики, в автономном округе присутствует структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Активная добыча природных ресурсов, строительство трубопроводов и других объектов требуют концентрации большого количества рабочих, преимущественно мужского пола, высоких разрядов или категорий, способных выполнять комплекс взаимосвязанных работ. В структуре заявленных в органы занятости вакансий 79,8% составляют вакансии по "мужским" рабочим профессиям и специальностям. В то же время в составе безработных граждан преобладают женщины (66%) и молодежь без практического опыта работы (47%).
На протяжении последних лет основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу в связи с низкой квалификацией, малым трудовым стажем, ограниченными физическими возможностями, а также граждане, неспособные справиться с возникшими жизненными переменами и профессиональными трудностями. К категории безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы относятся инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и т.д. Причем численность обращений граждан этих категорий в городские и районные Центры занятости населения постоянно растет. Например, доля выпускников учебных заведений в общей численности регистрируемых безработных увеличилась с 5,5% в 2005 году до 6,1% в 2006 году, численность обратившихся в органы службы занятости инвалидов в 2006 году возросла на 20% по сравнению с 2005 годом.
В целях трудовой и социальной адаптации, повышения мотивации к трудовой деятельности, а также материальной поддержки органами службы занятости автономного округа осуществляются мероприятия по развитию общественных работ, временной занятости подростков, содействию занятости молодежи и женщин, инвалидов, представителей коренных малочисленных народов Севера и иных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Однако объемы финансирования данных мероприятий из средств федерального бюджета из года в год сокращались. Федеральное законодательство ограничивало возможность привлечения средств окружного бюджета для решения проблем территориального рынка труда, в связи с чем сократилась численность безработных граждан, трудоустроенных при содействии органов занятости.
Слабая информационная поддержка политики занятости на территории автономного округа не позволяет в полной мере информировать население и работодателей о положении на рынке труда, о возможностях профессионального обучения, консультировать по вопросам трудового законодательства, выполнять требования Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости, предоставлять данные о потребностях предприятий и организаций в работниках. К эффективным моментам в информационной работе службы занятости следует отнести выпуск ежеквартальной газеты "Ямал-Профи", а также функционирование сайта в сети "Интернет". В настоящее время из-за отсутствия финансовых возможностей эти направления в работе службы занятости не используются.
Слаборазвитая информационная коммуникация центров занятости населения в сельской местности автономного округа не позволяет объективно освещать все изменения, происходящие на рынке труда и оказывать оперативную консультационную помощь сельскому населению.
Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем представляется единственно возможным. Программа предусматривает взаимоувязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс действий, обеспечивающий эффективное решение задач в сфере обеспечения занятости населения автономного округа.
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
1. Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу.
2. Создание условий для достижения продуктивной занятости населения автономного округа.
Выполнение целей Программы направлено на реализацию прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Для достижения поставленных целей Программы выделяются следующие задачи:
повышение информированности граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;
активизация участия и улучшение координации деятельности органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления, работодателей в вопросах содействия трудоустройству населения;
расширение доступа незанятых граждан к программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;
оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание и др.);
совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности автономного округа;
обеспечение условий для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
обеспечение условий временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
дальнейшее развитие, повышение качества и результативности системы профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;
повышение качества предоставления и доступности государственных услуг, создание комфортных условий для получателей государственных услуг.
Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществить за трехлетний период - с 2008 по 2010 годы.
Для определения эффективности реализации программных мероприятий предлагается использовать целевые индикаторы и показатели, перечень которых представлен в таблице 1.
Таблица 1
Наименование индикатора, показателя | Содержание индикатора, показателя | Планируемое значение | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Уровень регистрируемой безработицы | Отношение численности официально зарегистрированных безработных граждан к численности экономически активного населения автономного округа, % | 2,5 | 2,1 | 2,0 |
Численность трудоустроенных граждан | Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости на постоянные и временные рабочие места, чел. | 11 500 | 11 800 | 12 000 |
Численность участников мероприятий в области занятости населения | Численность безработных граждан, принявших участие в мероприятиях по содействию занятости населения (ярмарки вакансий и временных рабочих мест, информирование о положении на рынке труда, социальная адаптация, содействие самозанятости), чел. | 8 000 | 8 500 | 9 000 |
Численность граждан, получивших профориентационные услуги | Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости и получивших профориентационные услуги, в том числе профессиональную информацию, профессиональную консультацию, прошедших профессиональный отбор, получивших психологическую поддержку, чел. | 25 500 | 26 000 | 26 500 |
Численность граждан, повысивших свою квалификацию | Численность безработных граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, чел. | 750 | 800 | 800 |
Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда | Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну заявленную вакансию, чел. | 1,18 | 1,15 | 1,14 |
Перечень программных мероприятий
Достижение тактических задач в области занятости планируется осуществлять посредством реализации следующих программных мероприятий.
1. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда предусматривает:
предоставление безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, возможности самостоятельного выбора работы на основе ознакомления с информацией службы занятости о свободных рабочих местах и вакантных должностях, непосредственные встречи с представителями работодателей, получение информации о возможностях профессионального обучения по новой специальности;
формирование регионального банка вакансий, в том числе для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
организация работы и осуществление специалистами органов службы занятости подбора вакансий для граждан, ищущих работу, и необходимых работников для работодателей;
тиражирование рекламно-информационных материалов о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и ее предложении в средствах массовой информации, изготовление и аренда рекламных щитов, подготовка и издание справочных материалов;
проведение специализированных мероприятий ("Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест", "Лучший работодатель" и т.д.);