Недействующий

ЗАКОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 04 мая 2007 года N 57-ЗАО

Об окружной целевой программе содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 2010 годы

Принят Государственной Думой

Ямало-Ненецкого автономного округа

18 апреля 2007 г.

Документ утратил силу:

-законом автономного округа от 30.05.2009 N 22-ЗАО

Документ с изменениями внесёнными:

-Законом автономного округа от 25.12.2008 N 126-ЗАО

Статья 1


Утвердить окружную целевую программу содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор Ямало-Ненецкого

автономного округа Ю.В.Неёлов

от 4 мая 2007 г. N 57-ЗАО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа
"Об окружной целевой программе содействия занятости населения
Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы"
(с изм. от 25.12.2008 N 126-ЗАО)

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование
 Программы

Окружная целевая программа содействия занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы (далее - Программа)

Основание
 для разработки
 Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
 Постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2007 года N 16-А "О мерах по реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
 Постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2007 года N 22-А "Об утверждении плана действий исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в 2007 году по реализации ежегодного Послания губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа населению и Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа"

Государственный
 заказчик Программы

Департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент занятости населения)

Ответственные за выполнение мероприятий Программы

Основные разработчики Программы

Цели
 и задачи
 Программы

Цель:
 1. Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу.
 2. Создание условий для развития продуктивной занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
 Задачи:
 повышение информированности граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о ситуации на рынке труда;

 Ямало-Ненецкого
 расширение доступа незанятых граждан к программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;

 оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание и др.);

 совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности Ямало-Ненецкого автономного округа;

 обеспечение условий для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

 обеспечение условий временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

 дальнейшее развитие, повышение качества и результативности системы профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации незанятого населения в целях обеспечения конкуренто-способности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

 повышение качества предоставления и доступности государственных услуг, создание комфортных условий для получателей государственных услуг

Сроки и этапы
 реализации Программы

2008 - 2010 годы

Целевые индикаторы и показатели Программы

Уровень регистрируемой безработицы;

 численность трудоустроенных граждан;

 численность участников мероприятий в области занятости населения;

 численность граждан, получивших профориентационные услуги;

 численность граждан, повысивших квалификацию по направлению органов службы занятости;

 коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда

Перечень
 основных
 мероприятий
 Программы (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800729.doc )

Информирование работодателей и населения о положении на рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа;

 содействие и организация временной занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

 профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, психологическая поддержка безработных граждан и профессиональная ориентация граждан;

 содействие и регулирование трудовой миграции (с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800729.doc )

Объемы и источники финансирования Программы (абзац с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800729.doc )

Общий объем финансовых затрат по социальной поддержке безработных граждан и мероприятиям по содействию занятости населения за счет субвенций из федерального бюджета составит в 2008 - 2010 годах 381 410,6 тыс. рублей.
 Общий объем финансирования Программы за счет средств окружного бюджета составит 28 850 тыс. рублей, в том числе:
 2008 год - 7 000 тыс. рублей,
 2009 год - 10 350 тыс. рублей, 2010 год - 11 500 тыс. рублей (абзац с изм. c:\content\ngr\RU89DMJ200800729.doc )

Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности Программы

Реализация Программы в течение 2008 - 2010 годов позволит:
 сохранить уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,0 - 2,5%;

 оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе 35,3 тыс. человек;

 обеспечить трудоустройство на общественные работы 0,4 тыс. человек;

 организовать временное трудоустройство 1,3 тыс. несовершеннолетних граждан;

 направить на профессиональное обучение;
повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства 2,4 тыс. безработных граждан;

 провести профориентационную работу с 78,0 тыс. человек;

 оказать содействие временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы - 2,0 тыс. человек;

 обеспечить формирование банка вакансий службы занятости за счет поступлений сведений от работодателей о свободных рабочих местах - 80,3 тыс. вакансий;

РАЗДЕЛ I


Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В 2004 - 2006 годах в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) проводились мероприятия, направленные на реализацию планов социально-экономического развития автономного округа, на развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере, на обеспечение достойной жизни всего населения, проживающего на Ямале. Одновременно произошел рост объемов промышленной продукции, производства потребительских товаров, перевозок грузов предприятиями транспорта, увеличились объемы инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. Предприятиями автономного округа в январе - сентябре 2006 года отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в действующих ценах на сумму 382,4 млрд рублей, в том числе: добыча полезных ископаемых - 345,0 млрд рублей, обрабатывающие производства - 24,5 млрд рублей, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 12,9 млрд рублей. Индекс промышленного производства за январь - сентябрь 2006 года составил 101,4% к аналогичному периоду 2005 года.

К положительным моментам развития автономного округа следует отнести рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Высокие темпы роста денежных доходов в январе - сентябре 2006 года по сравнению с ростом потребительских цен обусловили рост реальных располагаемых денежных доходов на 6,4% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения происходил на фоне увеличения темпов роста заработной платы работников организаций (119,4% в январе - сентябре 2006 г. против 113,2% в январе - сентябре 2005 г.).

Положительные изменения в экономике округа, связанные с реализацией национальных проектов, привлечением инвестиций с целью освоения Полярного Урала создают условия для устойчивого развития региона и повышения уровня жизни населения. Это оказывает благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда автономного округа.

Рынок труда автономного округа на протяжении ряда лет остается стабильным. Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных по состоянию на 1 января 2007 года составила 7 003 человека, что на 18,4% ниже уровня 2006 года. В среднем за месяц статус безработного получали порядка 1 200 человек. Объективной причиной стабильности являлось наличие регионального банка вакансий, который насчитывал в 2006 году 26 437 вакансий, что на 31,1% выше 2005 года.

Одним из факторов, определяющих состояние рынка труда, является уровень регистрируемой безработицы, который на 1 января 2007 года составил 2,17% от численности экономически активного населения автономного округа. Окружной показатель уровня безработицы ниже российского (2,36%), но выше показателя по УрФО (1,77%).

В то же время нельзя отрицать существование ряда проблем, определяющих дальнейшие направления политики занятости, проводимой в автономном округе.

Одной из проблем рынка труда автономного округа является дифференциация территорий по уровню безработицы и условиям обеспечения занятости. К числу территорий с максимальным уровнем регистрируемой безработицы относятся, в первую очередь, районы компактного проживания коренных малочисленных народов Севера - Шурышкарский (8,61%), Ямальский (6,21%), Приуральский (3,81%), Красноселькупский (3,55%) районы.

Наименьшие показатели уровня безработицы на 1 января 2007 года зарегистрированы в городах Надым (0,93%), Губкинский (1,19%), Салехард (1,32%), Ноябрьск (1,84%), Новый Уренгой (1,91%), где, в основном, расположены предприятия топливно-энергетического комплекса.

Несмотря на динамичное развитие экономики, в автономном округе присутствует структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Активная добыча природных ресурсов, строительство трубопроводов и других объектов требуют концентрации большого количества рабочих, преимущественно мужского пола, высоких разрядов или категорий, способных выполнять комплекс взаимосвязанных работ. В структуре заявленных в органы занятости вакансий 79,8% составляют вакансии по "мужским" рабочим профессиям и специальностям. В то же время в составе безработных граждан преобладают женщины (66%) и молодежь без практического опыта работы (47%).

На протяжении последних лет основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу в связи с низкой квалификацией, малым трудовым стажем, ограниченными физическими возможностями, а также граждане, неспособные справиться с возникшими жизненными переменами и профессиональными трудностями. К категории безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы относятся инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и т.д. Причем численность обращений граждан этих категорий в городские и районные Центры занятости населения постоянно растет. Например, доля выпускников учебных заведений в общей численности регистрируемых безработных увеличилась с 5,5% в 2005 году до 6,1% в 2006 году, численность обратившихся в органы службы занятости инвалидов в 2006 году возросла на 20% по сравнению с 2005 годом.

В целях трудовой и социальной адаптации, повышения мотивации к трудовой деятельности, а также материальной поддержки органами службы занятости автономного округа осуществляются мероприятия по развитию общественных работ, временной занятости подростков, содействию занятости молодежи и женщин, инвалидов, представителей коренных малочисленных народов Севера и иных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Однако объемы финансирования данных мероприятий из средств федерального бюджета из года в год сокращались. Федеральное законодательство ограничивало возможность привлечения средств окружного бюджета для решения проблем территориального рынка труда, в связи с чем сократилась численность безработных граждан, трудоустроенных при содействии органов занятости.

Слабая информационная поддержка политики занятости на территории автономного округа не позволяет в полной мере информировать население и работодателей о положении на рынке труда, о возможностях профессионального обучения, консультировать по вопросам трудового законодательства, выполнять требования Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости, предоставлять данные о потребностях предприятий и организаций в работниках. К эффективным моментам в информационной работе службы занятости следует отнести выпуск ежеквартальной газеты "Ямал-Профи", а также функционирование сайта в сети "Интернет". В настоящее время из-за отсутствия финансовых возможностей эти направления в работе службы занятости не используются.

Слаборазвитая информационная коммуникация центров занятости населения в сельской местности автономного округа не позволяет объективно освещать все изменения, происходящие на рынке труда и оказывать оперативную консультационную помощь сельскому населению.

Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем представляется единственно возможным. Программа предусматривает взаимоувязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс действий, обеспечивающий эффективное решение задач в сфере обеспечения занятости населения автономного округа.

РАЗДЕЛ II


Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:

1. Обеспечение защиты от безработицы и содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу.

2. Создание условий для достижения продуктивной занятости населения автономного округа.

Выполнение целей Программы направлено на реализацию прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Для достижения поставленных целей Программы выделяются следующие задачи:

повышение информированности граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

активизация участия и улучшение координации деятельности органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления, работодателей в вопросах содействия трудоустройству населения;

расширение доступа незанятых граждан к программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности;

оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание и др.);

совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности автономного округа;

обеспечение условий для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

обеспечение условий временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

дальнейшее развитие, повышение качества и результативности системы профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

повышение качества предоставления и доступности государственных услуг, создание комфортных условий для получателей государственных услуг.

Реализацию мероприятий Программы предполагается осуществить за трехлетний период - с 2008 по 2010 годы.

Для определения эффективности реализации программных мероприятий предлагается использовать целевые индикаторы и показатели, перечень которых представлен в таблице 1.

Таблица 1

Наименование индикатора, показателя

Содержание индикатора, показателя

Планируемое значение

2008 год

2009 год

2010 год

Уровень регистрируемой безработицы

Отношение численности официально зарегистрированных безработных граждан к численности экономически активного населения автономного округа, %

2,5

2,1

2,0

Численность трудоустроенных граждан

Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости на постоянные и временные рабочие места, чел.

11 500

11 800

12 000

Численность участников мероприятий в области занятости населения

Численность безработных граждан, принявших участие в мероприятиях по содействию занятости населения (ярмарки вакансий и временных рабочих мест, информирование о положении на рынке труда, социальная адаптация, содействие самозанятости), чел.

8 000

8 500

9 000

Численность граждан, получивших профориентационные услуги

Численность граждан, обратившихся в органы службы занятости и получивших профориентационные услуги, в том числе профессиональную информацию, профессиональную консультацию, прошедших профессиональный отбор, получивших психологическую поддержку, чел.

25 500

26 000

26 500

Численность граждан, повысивших свою квалификацию

Численность безработных граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, чел.

750

800

800

Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда

Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну заявленную вакансию, чел.

1,18

1,15

1,14

РАЗДЕЛ III


Перечень программных мероприятий

Достижение тактических задач в области занятости планируется осуществлять посредством реализации следующих программных мероприятий.

1. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда предусматривает:

предоставление безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, возможности самостоятельного выбора работы на основе ознакомления с информацией службы занятости о свободных рабочих местах и вакантных должностях, непосредственные встречи с представителями работодателей, получение информации о возможностях профессионального обучения по новой специальности;

формирование регионального банка вакансий, в том числе для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

организация работы и осуществление специалистами органов службы занятости подбора вакансий для граждан, ищущих работу, и необходимых работников для работодателей;

тиражирование рекламно-информационных материалов о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и ее предложении в средствах массовой информации, изготовление и аренда рекламных щитов, подготовка и издание справочных материалов;

проведение специализированных мероприятий ("Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест", "Лучший работодатель" и т.д.);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»