Недействующий

ЗАКОН

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

от 07 мая 2007 года N 38-ЗС

О внесении изменения в приложение к закону Алтайского края "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"

Истек срок действия.

Принят постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 2 мая 2007 года N 256.

Опубликован: газета "Алтайская правда" от 17 мая 2007 года N 141-142 стр. 4; Сборник законодательства Алтайского края 2007 год N 133 часть 1 с. 19.

Вступил в силу 17 мая 2007 года.

Статья 1


Внести в приложение к закону Алтайского края от 10 марта 2004 года N 5-3С "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (Сборник законодательства Алтайского края, 2004, N 95) изменение, изложив его в следующей редакции:

"ПРИЛОЖЕНИЕ
 к закону Алтайского края "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальное развитие села до 2010 года"


Наименование
 программы

краевая целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" (далее - Программа)

Основание для разработки программы

постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года";

 http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R200601759.html "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858"

Государственный
 заказчик
 программы

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края

Основные
 разработчики
 программы

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края;

 комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике;

 управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи;

 управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству;

 управление Алтайского края по строительству и архитектуре;

 Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

 управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;

 Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальные электрические сети "Алтайкрайэнерго";

 Алтайское краевое государственное унитарное предприятие "Алтайстройзаказчик";

 краевое государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Алтайского края"

Цели и задачи программы

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и обеспечение доступности базовых социальных услуг для сельского населения;

 создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований;

 создание условий для завершения передачи предприятиями и организациями объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в ведение органов местного самоуправления;

 улучшение экономической ситуации на селе, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

 повышение престижности проживания в сельской местности.
 Основными задачами Программы являются:
 улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом;

 повышение уровня электро-, водо- и газо- снабжения сельских поселений;

 обеспечение сельских поселений телефонной и телекоммуникационной связью;

 расширение сети сельских автомобильных дорог;

 привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов

Сроки и этапы реализации программы

2003-2010 годы
 I этап: 2003-2006 годы
 II этап: 2007-2010 годы

Основные целевые
 индикаторы и показатели программы

предоставление 215,7 тыс. кв. м жилья в сельской местности;

 предоставление 82,2 тыс. кв. м жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе;

 введение в действие общеобразовательных учреждений на 1853 места, районных и участковых больниц на 79 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 250 посещений в смену;

 газификация 2793 домов (квартир);

 введение в действие 250,5 км локальных водопроводов;

 введение в действие 3526 номеров телефонной сети;

 приведение в нормативное техническое состояние 53,9 км автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, введение в действие 21 км автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты

Исполнители
 основных мероприятий программы

Администрация Алтайского края;

 Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальные электрические сети "Алтайкрайэнерго";

 Алтайское краевое государственное унитарное предприятие "Алтайстройзаказчик";

 краевое государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (по согласованию);

 органы местного самоуправления (по согласованию)

Объемы и источники финансирования программы

общий объем финансирования мероприятий I этапа Программы (2003-2006 годы) составляет 845,31 млн. рублей, в том числе:
 средств федерального бюджета - 189,85 млн. рублей (в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года");

 средств краевого бюджета - 202,92 млн. рублей;

 средств районных бюджетов - 5,53 млн. рублей (по согласованию);

 средств внебюджетных источников - 447,01 млн. рублей.
 Общий объем финансирования мероприятий II этапа Программы (2007-2010 годы) составляет 2980,54 млн. рублей, в том числе:
 средств федерального бюджета - 686,75 млн. рублей (в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года");

 средств краевого бюджета - 1380,62 млн. рублей;

 средств местных бюджетов - 272,27 млн. рублей (по согласованию);

 средств внебюджетных источников - 640,90 млн. рублей.

Ожидаемые результаты реализации программы

реализация Программы позволит к 2010 году:
 улучшить жилищные условия более 4,5 тыс. сельских семей;

 обеспечить жильем 1663 молодые семьи и молодых специалистов;

 ввести в действие сельские общеобразовательные учреждения на 1853 ученических места;

 ввести в действие сельские районные и участковые больницы на 79 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посещений в смену, приобрести 21 единицу санитарного транспорта;

 реконструировать и провести техническое перевооружение сельских электрических сетей:
 ВЛ 0,38 кВ, ВЛ 6-10 кВ - 496,2 км;

 ТП 6-10/0,4 кВ - 435 единиц;

 ввести 273,1 км внутрипоселковых газовых сетей, газифицировать 2793 дома (квартиры) в сельской местности;

 построить 250,5 км локальных водопроводов;

 увеличить емкость телефонной сети в сельской местности на 3526 номеров, довести плотность телефонов до 18 на 100 жителей;

 привести в нормативно-техническое состояние 53,9 км сельских автомобильных дорог, ввести в действие 21 км автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты.

Объектом Программы является социальная сфера села.

Программа призвана реализовывать с участием средств государственной поддержки мероприятия, направленные на социальное и инженерное обустройство сельских территорий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения соответствующих объектов.

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопровод имеется в 51,8 процентах сельских жилых домов, центральное отопление - в 69,5 процентах, канализация - в 38,5 процентах, горячее водоснабжение - в 4,5 процентах жилых домов.

За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 31 единицу и на сегодняшний день составляет 102 больницы, число фельдшерско-акушерских пунктов увеличилось на 5 (за счет перепрофилирования участковых больниц) и составляет 1022. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,8 раза по сравнению с городским населением.

Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 68 единиц при одновременном сокращении численности учащихся в них на 33,9 тыс. человек. В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год.

К началу 2002 года более 4,3 тыс. км воздушных электрических линий и 1265 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в ветхом, технически непригодном состоянии.

В сельской местности эксплуатируется 517,903 км распределительных газовых сетей, газифицировано природным газом 6164 домов (квартир).

Протяженность водопроводных сетей на селе составляет 9326,8 км, в том числе 8112,8 км - внутрипоселковые и 1214 км - групповые. Централизованное водоснабжение имеется в 610 сельских населенных пунктах (38 процентов от общего количества сельских поселений Алтайского края).

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 54 процента локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 8 процентов - в полном восстановлении. В результате 62 процента сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Значительная часть сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины имеющихся учреждений социальной сферы не телефонизировано.

Телефонная сеть в сельских поселениях изношена. Около 15 процентов абонентов не имеют автоматического доступа к междугородным телефонным станциям.

Более 13 процентов дорог общего пользования между сельскими поселениями - грунтовые. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, снижения сроков службы автопарка, создает дополнительные трудности в организации автобусного сообщения. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгового и других видов сервиса.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Продолжается тенденция сокращения числа трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2000 году уменьшилась на 4,6 тыс. человек, или на 2,1 процента, в 2001 году еще на 9,2 тыс. человек, или на 4,5 процента. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства.

Исходя из задач социально-экономической политики Алтайского края и страны в целом на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение программных мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" обусловлена:

социально-политической остротой проблемы;

необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";

межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;

необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские поселения не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений;

сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, повышение престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;

расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления.

Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности;

повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;

повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских поселений, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских поселений.

Для решения указанных задач предусматриваются:

предоставление приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений на федеральном, краевом и районном уровнях;

разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных и жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;

снижение стоимости сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;

создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;

формирование правового и методического обеспечения социального развития села.

Предусматривается, что Программа будет осуществляться в 2 этапа.

На I этапе (2003 - 2006 годы) обеспечиваются совершенствование нормативной правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

На II этапе (2007 - 2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских поселениях условий, обеспечивающих более высокий уровень жизни, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.

В 2003 - 2006 годах на реализацию мероприятий Программы было выделено 845,31 млн. рублей, из них:

средств федерального бюджета - 189,85 млн. рублей;

средств краевого бюджета - 202,92 млн. рублей;

средств местных бюджетов - 5,53 млн. рублей;

средств внебюджетных источников - 447,01 млн. рублей.

Исходя из ресурсных возможностей федерального бюджета основными приоритетными направлениями I этапа Программы (2003 - 2006 годы) были определены жилищное строительство, газификация и водоснабжение.

Принцип софинансирования Программы за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий Программы по этим направлениям.

Оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности осуществлялось в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и в форме субсидий и займов за счет средств краевого бюджета, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На эти цели за 4 года было выделено 400,45 млн. рублей, из них 92,7 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»