ЗАКОН
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
от 07 мая 2007 года N 38-ЗС
О внесении изменения в приложение к закону Алтайского края "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"
Истек срок действия.
Принят постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 2 мая 2007 года N 256.
Опубликован: газета "Алтайская правда" от 17 мая 2007 года N 141-142 стр. 4; Сборник законодательства Алтайского края 2007 год N 133 часть 1 с. 19.
Вступил в силу 17 мая 2007 года.
Статья 1
Внести в приложение к закону Алтайского края от 10 марта 2004 года N 5-3С "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (Сборник законодательства Алтайского края, 2004, N 95) изменение, изложив его в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ
к закону Алтайского края "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальное развитие села до 2010 года"
Наименование | краевая целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" (далее - Программа) | |
Основание для разработки программы | постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"; | |
Государственный | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края | |
Основные | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; | |
Цели и задачи программы | развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и обеспечение доступности базовых социальных услуг для сельского населения; | |
Сроки и этапы реализации программы | 2003-2010 годы | |
Основные целевые | предоставление 215,7 тыс. кв. м жилья в сельской местности; | |
Исполнители | Администрация Алтайского края; | |
Объемы и источники финансирования программы | общий объем финансирования мероприятий I этапа Программы (2003-2006 годы) составляет 845,31 млн. рублей, в том числе: | |
Ожидаемые результаты реализации программы | реализация Программы позволит к 2010 году: |
Объектом Программы является социальная сфера села.
Программа призвана реализовывать с участием средств государственной поддержки мероприятия, направленные на социальное и инженерное обустройство сельских территорий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения соответствующих объектов.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопровод имеется в 51,8 процентах сельских жилых домов, центральное отопление - в 69,5 процентах, канализация - в 38,5 процентах, горячее водоснабжение - в 4,5 процентах жилых домов.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 31 единицу и на сегодняшний день составляет 102 больницы, число фельдшерско-акушерских пунктов увеличилось на 5 (за счет перепрофилирования участковых больниц) и составляет 1022. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,8 раза по сравнению с городским населением.
Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 68 единиц при одновременном сокращении численности учащихся в них на 33,9 тыс. человек. В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год.
К началу 2002 года более 4,3 тыс. км воздушных электрических линий и 1265 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находятся в ветхом, технически непригодном состоянии.
В сельской местности эксплуатируется 517,903 км распределительных газовых сетей, газифицировано природным газом 6164 домов (квартир).
Протяженность водопроводных сетей на селе составляет 9326,8 км, в том числе 8112,8 км - внутрипоселковые и 1214 км - групповые. Централизованное водоснабжение имеется в 610 сельских населенных пунктах (38 процентов от общего количества сельских поселений Алтайского края).
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 54 процента локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 8 процентов - в полном восстановлении. В результате 62 процента сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Значительная часть сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует, более половины имеющихся учреждений социальной сферы не телефонизировано.
Телефонная сеть в сельских поселениях изношена. Около 15 процентов абонентов не имеют автоматического доступа к междугородным телефонным станциям.
Более 13 процентов дорог общего пользования между сельскими поселениями - грунтовые. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, снижения сроков службы автопарка, создает дополнительные трудности в организации автобусного сообщения. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгового и других видов сервиса.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Продолжается тенденция сокращения числа трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2000 году уменьшилась на 4,6 тыс. человек, или на 2,1 процента, в 2001 году еще на 9,2 тыс. человек, или на 4,5 процента. Ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства.
Исходя из задач социально-экономической политики Алтайского края и страны в целом на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение программных мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" обусловлена:
социально-политической остротой проблемы;
необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские поселения не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений;
сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, повышение престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских поселений, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;
расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности;
повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских поселений, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских поселений.
Для решения указанных задач предусматриваются:
предоставление приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений на федеральном, краевом и районном уровнях;
разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных и жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
снижение стоимости сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в 2 этапа.
На I этапе (2003 - 2006 годы) обеспечиваются совершенствование нормативной правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
На II этапе (2007 - 2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских поселениях условий, обеспечивающих более высокий уровень жизни, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.
В 2003 - 2006 годах на реализацию мероприятий Программы было выделено 845,31 млн. рублей, из них:
средств федерального бюджета - 189,85 млн. рублей;
средств краевого бюджета - 202,92 млн. рублей;
средств местных бюджетов - 5,53 млн. рублей;
средств внебюджетных источников - 447,01 млн. рублей.
Исходя из ресурсных возможностей федерального бюджета основными приоритетными направлениями I этапа Программы (2003 - 2006 годы) были определены жилищное строительство, газификация и водоснабжение.
Принцип софинансирования Программы за счет средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников обеспечил наибольшую результативность мероприятий Программы по этим направлениям.
Оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности осуществлялось в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и в форме субсидий и займов за счет средств краевого бюджета, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На эти цели за 4 года было выделено 400,45 млн. рублей, из них 92,7 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета.