Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

от 3 мая 2007 года N 42-З

О профилактике правонарушений в Республике Мордовия

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РМ от 20.02.2017 N 9-З, вступившего в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован в "Известиях Мордовии" - 21.02.2017). Есть неопределенность с датой окончания действия документа, связанная с исчислением срока вступления в силу отменяющего документа. Подробнее см. Справочную информацию.
____________________________________________________________________

     

Принят
Государственным Собранием
27 апреля 2007 года

Настоящий Закон в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности регулирует отношения в сфере профилактики правонарушений в Республике Мордовия.

Статья 1. Основные задачи профилактики правонарушений


Основными задачами профилактики правонарушений являются:

1) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных действий (бездействия) путем предупреждения правонарушений и антиобщественных действий, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению;

2) выявление и пресечение случаев жестокого обращения с несовершеннолетними;

3) предупреждение правонарушений, совершаемых лицами, страдающими психическими расстройствами;

4) социально-психологическая реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и иных категорий граждан, находящихся в социально опасном положении;

5) минимизация преступности;

6) воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка.

Статья 2. Принципы деятельности по профилактике правонарушений


Деятельность по профилактике правонарушений организуется органами государственной власти Республики Мордовия и основывается на принципах соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманности, экономической и социальной целесообразности, индивидуализации и дифференциации мер профилактического воздействия, государственной поддержки деятельности общественных объединений и граждан по профилактике правонарушений.

Статья 3. Законодательство Республики Мордовия о профилактике правонарушений


Законодательство Республики Мордовия о профилактике правонарушений основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Мордовия и состоит из законов и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия, принятых по вопросам профилактики правонарушений в Республике Мордовия.

Статья 4. Субъекты профилактики правонарушений

1. Субъектами профилактики правонарушений являются органы государственной власти Республики Мордовия, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, государственные учреждения образования, культуры, физической культуры, спорта, туризма, по делам молодежи, здравоохранения, социальной защиты населения, органы службы занятости, центры профилактики правонарушений, другие государственные органы и организации системы профилактики правонарушений, а также общественные объединения и граждане.

2. Полномочия субъектов профилактики правонарушений, порядок их взаимодействия определяются законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия.

3. Правоохранительные органы осуществляют деятельность по профилактике правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Контроль за деятельностью по профилактике правонарушений


Органы государственной власти Республики Мордовия в пределах своей компетенции в установленном порядке осуществляют контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений.

Статья 6. Формы профилактики правонарушений


Профилактика правонарушений осуществляется в следующих формах:

1) правовое воспитание и обучение населения;

2) профилактическая беседа;

3) профилактический учет;

4) социальная адаптация.

Статья 7. Правовое воспитание и обучение населения

1. Правовое воспитание населения осуществляется субъектами профилактики путем:

1) проведения встреч с населением, проживающим на обслуживаемой территории;

2) выступлений в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений;

3) формирования позитивного общественного мнения в духе соблюдения гражданами законности и правопорядка;

4) применения иных мер профилактического воздействия в соответствии с действующим законодательством.

2. Обучение основам государственного права в системе общего среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется на основе учебных планов и программ.

3. Средства массовой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают широкую публикацию и показ материалов, направленных на формирование негативного отношения населения к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству и другим антиобщественным действиям, разъяснение и показ последствий совершения правонарушений, исключая при этом материалы, восхваляющие культ насилия и вседозволенности, романтики преступной жизни.

Статья 8. Профилактическая беседа

1. Профилактическая беседа проводится представителями субъектов профилактики правонарушений.

2. В ходе профилактической беседы разъясняются социальные и правовые последствия противоправного поведения, указывается моральная и правовая ответственность за нарушение соответствующих норм права.

Статья 9. Профилактический учет


Профилактический учет и связанные с ним меры воздействия осуществляют органы и учреждения системы профилактики правонарушений в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 10. Социальная адаптация

1. Социальная адаптация граждан достигается с помощью системы правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, направленных на реализацию конституционных прав и свобод, оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве.

2. Меры по социальной адаптации осуществляются в отношении:

1) безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;

2) граждан, отбывших уголовное наказание;

3) лиц, состоящих на учете за бродяжничество или попрошайничество;

4) несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия;

5) безработных и нетрудоустроенных выпускников учебных заведений;

6) других категорий граждан, утративших социально-общественные связи.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти Республики Мордовия в сфере профилактики правонарушений


К полномочиям органов государственной власти Республики Мордовия в сфере профилактики правонарушений относятся:

1) правовое регулирование отношений в сфере профилактики правонарушений в Республике Мордовия в пределах своей компетенции;

2) разработка, утверждение и реализация республиканских программ по профилактике правонарушений;

3) развитие деятельности учреждений социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

4) государственная поддержка семьи, материнства и детства;

5) поддержка и развитие системы психологической и социальной реабилитации лиц, склонных к совершению правонарушений;

6) организация и проведение с привлечением средств массовой информации систематической и целенаправленной пропаганды, направленной на профилактику правонарушений;

7) организация на территории Республики Мордовия мониторинга криминальной ситуации;

8) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области профилактики правонарушений;

9) привлечение общественных объединений к участию в реализации мер по профилактике правонарушений, в том числе к реализации республиканских программ по профилактике правонарушений;

10) развитие научно-исследовательской деятельности по вопросам профилактики правонарушений;

11) иные полномочия в сфере профилактики правонарушений в соответствии с законодательством.

Статья 12. Полномочия органов исполнительной власти Республики Мордовия, уполномоченных на решение вопросов в области образования, культуры, физической культуры, спорта, туризма, молодежной политики, и государственных учреждений образования, культуры, физической культуры, спорта, туризма, по делам молодежи в сфере профилактики правонарушений

1. Органы исполнительной власти Республики Мордовия, уполномоченные на решение вопросов в области образования, культуры, молодежной политики, и государственные учреждения образования, культуры и по делам молодежи в пределах предоставленных законодательством полномочий:

1) создают условия для привлечения лиц, находящихся в социально опасном положении, к участию в художественной самодеятельности, самодеятельному творчеству, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, находящимися в указанных учреждениях и центрах.

2. Орган исполнительной власти Республики Мордовия, уполномоченный на решение вопросов в области физической культуры, спорта, туризма, и государственные учреждения физической культуры, спорта, туризма в пределах предоставленных законодательством полномочий осуществляют:

1) развитие сети физкультурно-спортивных объединений;

2) организацию пропаганды здорового образа жизни;

3) организацию и проведение спортивно-массовых мероприятий.

Статья 13. Полномочия органа исполнительной власти Республики Мордовия, уполномоченного на решение вопросов в области здравоохранения, и государственных учреждений здравоохранения

1. Орган исполнительной власти Республики Мордовия, уполномоченный на решение вопросов в области здравоохранения, и государственные учреждения здравоохранения во взаимодействии с другими субъектами профилактики правонарушений участвуют в профилактике правонарушений, борьбе с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, распространением венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции в пределах предоставленных законодательством полномочий.

2. Учреждения здравоохранения в установленном законодательством порядке сообщают в органы внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящихся в бессознательном состоянии.

3. Орган исполнительной власти Республики Мордовия, уполномоченный на решение вопросов в области здравоохранения, и государственные учреждения здравоохранения сообщают в органы внутренних дел о ставших им известными в процессе оказания медицинской помощи, осуществления патронажа фактах преступных посягательств на жизнь и здоровье гражданина, семейно-бытовых конфликтов, насилия в семье, вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) иных противоправных действий.

Статья 14. Полномочия органа исполнительной власти Республики Мордовия, уполномоченного на решение вопросов в области социальной защиты населения, и государственных учреждений социальной защиты

1. Орган исполнительной власти Республики Мордовия, уполномоченный на решение вопросов в области социальной защиты населения, и государственные учреждения социальной защиты в пределах предоставленных полномочий:

1) организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение или жестоко обращающихся с ними;

2) организуют взаимодействие со специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иными учреждениями и службами, предоставляющими социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации;

4) организуют мероприятия по социальной адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, лиц, освобожденных и освобождаемых из учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, иных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, сложившейся вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

2. Учреждения социального обслуживания в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них принимают участие в социальной адаптации лиц, указанных в части 1 настоящей статьи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»