Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года

Таблица 16


Угрозы

Возможности

Жесткая конкуренция на мировых рынках сырья и технологий, обусловливающая трудности выхода с продукцией местных предприятий на национальный и мировой рынок.
Последствия вступления России в ВТО.

Ускоренное экономическое развитие стран СВА, продуманная налоговая и производственная политика на сопредельной территории (Монголия) и финансовая активность соседних регионов.

Стабильность экономического роста России, политическая стабильность в государстве.

Принятие на федеральном уровне норм и законодательных актов, дестабилизирующих экономическое положение республики (в сфере разработки природных ресурсов, туризме и сельскохозяйственном производстве, авиа- и вагоностроении и т.д.).

Разработка крупномасштабной стратегии развития Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Формирование эффективной государственной правовой базы в части налогового, таможенного, внешнеэкономического, имущественного, земельного и муниципального и природоохранного законодательства.

Конъюнктурный спад спроса на продукцию местного производства.

Развитие процессов сотрудничества в рамках Сибирского федерального округа и, особенно, в Байкальском регионе.

Стратегическое выделение специализаций отдельных территорий региона.

Дальнейший отток инвестиционного капитала исключительно в сырьевые отрасли республики.

Увеличение дисбалансов в стоимости энергии по сравнению с соседними территориями.

Развитие новых энергосберегающих технологий и технологий производства энергии из альтернативных источников.

Формирование новой модели расселения в Прибайкалье и Восточной Сибири.

Опережающая модернизация транспортной инфраструктуры Китая, Монголии, с созданием альтернативных транспортных коридоров на юге, в обход российских границ.

Появление совместных инфраструктурных, пространственных и технологических проектов в сфере сотрудничества России, Монголии и Китая.

Быстро растущая конкуренция в сфере туризма со стороны территорий-соседей (которые похожи по своим природным характеристикам курортно-туристических зон).

Увеличение российского рынка туристических услуг, включая национальное и международное позиционирование бренда "Байкал".

Устойчивый рост тарифов на транспортные перевозки, прежде всего, на железнодорожном транспорте, что ограничивает возможности развития транспортного комплекса.

Увеличение объемов перевозок в связи с ускоренным экономическим развитием стран Азиатско-Тихоокеанского региона и реализацией транспортной стратегии Российской Федерации.

    2.4.3. Основные проблемы развития Республики Бурятия

Отсутствие ярко выраженной экономической специализации региона


Республика Бурятия и прежде не имела какой-либо определенной ниши в системе разделения труда в плановой экономике. Ее специализация была распылена по нескольким направлениям - военно-промышленный комплекс, лесная промышленность, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность, овцеводство. Однако масштаб производства в этих видах деятельности был невелик и не задавал "специфику" региональной экономической специализации. Вклад в национальную экономику Республики Бурятия не является существенным. Можно утверждать, что в республике не сложилось конкурентоспособных кластеров, представляющих интерес в масштабе Российской Федерации, Сибири или стран Северо-Восточной Азии.

Устаревший технологический уклад


Предприятия республики, за редким исключением, требуют технического и технологического обновления, поскольку большинство из них все еще использует технологическую базу, заложенную в период советской индустриализации. При этом для ее обновления у них не хватает собственных инвестиционных ресурсов. Несмотря на то, что в республике имеется достаточный научный потенциал для развития инновационного предпринимательства, сохраняется низкий уровень освоения новых видов наукоемкой и конкурентоспособной продукции, в том числе, из-за отсутствия взаимодействия между субъектами инновационной деятельности.

Относительно высокие энерготарифы и неразвитость местной инфраструктуры


Данная проблема связана, в первую очередь, с наличием в непосредственной близости от Бурятии компании Иркутскэнерго, которая не входит в структуру РАО ЕЭС и осуществляет поставку электроэнергии предприятиям Иркутска по цене в 1,5-2 раза ниже рыночной. Такое положение дел привело, в частности, к тому, что выгоднее осуществлять энергозатратную переработку леса и кварцитов на территории Иркутской области, а не в Бурятии. Ввиду отсутствия источников дешевой электроэнергии в больших объемах на территории республики, а также слабой транспортной и инфраструктурной обеспеченности Республике Бурятия может быть отведена только роль поставщика сырья и природных ресурсов, тогда как предприятия по их переработке будут находиться в других субъектах Российской Федераци, в том числе в соседних регионах Восточной Сибири. При этом многие природные ресурсы остаются недоступными снова по причине высоких энерготарифов и неразвитости транспортной инфраструктуры, представляющей собой преимущественно капиллярную дорожную сеть. Возможность интенсивной разработки минеральных ресурсов в среднесрочной перспективе будет сдерживаться еще и дефицитом энергетических мощностей. В удаленных от Улан-Удэ районах республики к этому добавляется еще и отсутствие качественных линий связи.

Низкая инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность


Проблема низкой инвестиционной привлекательности Республики Бурятия еще больше закрепляет ее экономическую "изоляцию", затрудняя получение финансовых ресурсов для проектов и программ экономического развития. По инвестициям Бурятия более чем в 4 раза отстает от Иркутской области. О невысоком уровне инвестиционной привлекательности свидетельствует и низкий уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ).