ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
развития Сибирского федерального округа
(в текущих ценах) | |||||
2003 | 2005 | 2010 | 2015 | 2020 | |
Валовой региональный продукт в текущих ценах, млрд.руб. | 1270 | 1750,0 | 2932,9 | 5142,0 | 8036,0 |
Валовой региональный продукт в ценах 2003 года, млрд.руб. | 1270,0 | 1458,3 | 2057,5 | 2982,5 | 4072 |
Валовой региональный продукт, % к предыдущему периоду | 107,5 | 114,8 | 142,2 | 157,0 | 141,2 |
Индекс - дефлятор ВРП, % | 100,0 | 120,4 | 126,9 | 112,7 | 110,8 |
Накопленный индекс-дефлятор ВРП, % | 100,0 | 120,4 | 140,3 | 158,4 | 175,6 |
Средняя зарплата в текущих ценах, тыс.руб./чел. | 4,1 | 6,0 | 11,8 | 18,4 | 27,6 |
Как видно из приведенных данных, решающую роль в структуре развития играют не столько факторы экстенсивного роста экспорта сырья и иных товаров, сколько рост инновационной составляющей экономики и опережающее развитие сектора услуг. При этом традиционные отрасли производства (добыча и первичная переработка сырья, традиционная металлообработка и иные материалоемкие и энергозатратные направления) оказываются ресурсом и, в то же самое время, объектом технологической модернизации и инновационных схем управления. Их доля в структуре экономики постепенно снижается, оставляя на первом плане, с точки зрения темпов развития, экономику услуг и быстрый рост интеллектуалоемкого (экономика знаний) и технологического (производительность труда и связанные с ней факторы) сегментов.
Стратегические документы Сибирского федерального округа предполагают развитие в каждом субъекте Российской Федерации новой транспортно-энергетической инфраструктуры.
В ближайшие 15-20 лет должен быть сформирован новый нефтегазовый комплекс Восточной Сибири и Республики Саха. Геологические условия позволяют довести добычу нефти и газового конденсата в Восточной Сибири до 40-50 млн.тонн в год, газа до 70-80 млрд.куб.метров в год.
Основные объекты будущей энергетической инфраструктуры:
1. Строительство газопровода Ковыкта - Саянск - Иркутск с дальнейшим продолжением до Улан-Удэ и Читы (в качестве альтернативы возможен вариант поставок сжиженного газа). Газопровод пройдет по маршруту Ковыкта - Саянск - Ангарск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита с отводами. Пропускная способность 38,5 млрд.м, из них в Китай - 20 млрд.м, в Южную Корею - 10 млрд.м, стоимость 12 млрд.долл.
2. В районе городов Ангарск и Усолье-Сибирское будет построен газоперерабатывающий завод, начато формирование Восточно-Сибирского газохимического комплекса, построен завод по сжижению гелия (к 2020 году добыча нефти - 49,2 млн.газа - 69,1 млрд.м, стоимость 19,4 млрд.долл.).
3. Готовится к реализации проект трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) общей стоимостью 11 млрд.долларов. Его пропускная способность 80 млн.тонн до ст.Сковородино; ответвление на Китай 30 млн.тонн, на бухту Перевозная (Приморский край) - 50 млн.тонн.
4. В рамках Стратегии предполагается интенсификация газоразведки в районе Нижнего Приангарья в Красноярском крае, что позволит начать строительство газопровода Нижняя Ангара - Красноярск - Абакан.
К одной из первоочередных задач относится создание в Сибири опорной транспортной сети, отвечающей требованиям ХХI века и складывающейся новой геополитической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и новой роли России.
Определяющее значение для развития Сибири имеет проходящий через наиболее освоенные и населенные районы транспортный коридор "Транссиб", связывающий страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии, Казахстаном, Монголией, Китаем, а в перспективе - с Корейским полуостровом и Японией. Основой коридора являются Транссибирская магистраль, автомагистрали "Байкал", "Амур" и "Уссури".
Республика Бурятия имеет перспективную возможность использовать включение в том или ином качестве в некоторые из предполагаемых к реализации на территории Сибири и Дальнего Востока, согласно федеральным отраслевым стратегиям, инфраструктурных и промышленных проектов. При этом, по имеющимся в настоящее время данным Бурятия остается на периферии практически всех макропроектов. Поэтому одна из управленческих и политических задач руководства республики состоит в том, чтобы найти альтернативные существующим предложения, где участие Бурятии в реализации инфраструктурных проектов было бы более "включенным".
2.3. Республика Бурятия и Байкальский макрорегион в контексте межрегиональных связей
В современном глобальном мире успешность развития регионов во многом определяется инфраструктурной связанностью с другими - как ближайшими, так и отдаленными - территориями. Наличие развитых инфраструктурных связей позволяет территории включаться в мировые и трансрегиональные процессы внешнего порядка, связанные с товарными, энергетическими, финансовыми и человеческими потоками, которые становятся основным стратегическим ресурсом развития для участников процесса.
"Сильные" мировые игроки, каким в последнее десятилетие стал, в частности, Китай, целенаправленно выстраивают такие связи для привлечения дополнительных стратегических ресурсов и выходов на перспективные рынки. Так, по имеющимся данным, КНР имеет собственный план освоения пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, который предполагает следующие этапы:
1. Создание первого уровня оптовой торговли и инфраструктуры в районе Хэйхэ - Благовещенск.
2. Создание второго уровня оптовой торговли в опорных городах - пунктах проникновения в Сибирь - Красноярск и Иркутск.
3. Продолжение туристической трассы Хэйхэ - Красноярск и Хэйхэ - Байкал.
4. Создание единой городской гряды Иркутск - Новосибирск - Челябинск - Екатеринбург - Пермь.
Россия в свою очередь предлагает собственные планы инфраструктурного переосвоения Сибири и Дальнего Востока (см. раздел "Инфраструктурная модернизация Востока России"), хотя и отстает пока с реальными инициативами проектно-программного характера.
В этом "инфраструктурном противостоянии" Байкальский регион, частью которого является Республика Бурятия, оказывается во многих отношениях ключевым. В этом смысле связи со странами Северо-Восточной Азии (Монголии, Китаем и Республикой Корея) имеют не только собственно хозяйственное, но и геоэкономическое и геополитическое значение.
Существенной характеристикой Байкальского региона, таким образом, является его постепенное втягивание в международное экономическое пространство и систему многосторонних связей, основными из которых являются на настоящий момент:
- торговые связи;
- рынок инвестиций;
- энергетические инфраструктуры;