Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года

     

Таблица 14

     

ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
развития Сибирского федерального округа


(в текущих ценах)

2003

2005

2010

2015

2020

Валовой региональный продукт в текущих ценах, млрд.руб.

1270

1750,0

2932,9

5142,0

8036,0

Валовой региональный продукт в ценах 2003 года, млрд.руб.

1270,0

1458,3

2057,5

2982,5

4072

Валовой региональный продукт, % к предыдущему периоду

107,5

114,8

142,2

157,0

141,2

Индекс - дефлятор ВРП, %

100,0

120,4

126,9

112,7

110,8

Накопленный индекс-дефлятор ВРП, %

100,0

120,4

140,3

158,4

175,6

Средняя зарплата в текущих ценах, тыс.руб./чел.

4,1

6,0

11,8

18,4

27,6

          

Как видно из приведенных данных, решающую роль в структуре развития играют не столько факторы экстенсивного роста экспорта сырья и иных товаров, сколько рост инновационной составляющей экономики и опережающее развитие сектора услуг. При этом традиционные отрасли производства (добыча и первичная переработка сырья, традиционная металлообработка и иные материалоемкие и энергозатратные направления) оказываются ресурсом и, в то же самое время, объектом технологической модернизации и инновационных схем управления. Их доля в структуре экономики постепенно снижается, оставляя на первом плане, с точки зрения темпов развития, экономику услуг и быстрый рост интеллектуалоемкого (экономика знаний) и технологического (производительность труда и связанные с ней факторы) сегментов.

Стратегические документы Сибирского федерального округа предполагают развитие в каждом субъекте Российской Федерации новой транспортно-энергетической инфраструктуры.

В ближайшие 15-20 лет должен быть сформирован новый нефтегазовый комплекс Восточной Сибири и Республики Саха. Геологические условия позволяют довести добычу нефти и газового конденсата в Восточной Сибири до 40-50 млн.тонн в год, газа до 70-80 млрд.куб.метров в год.

Основные объекты будущей энергетической инфраструктуры:

1. Строительство газопровода Ковыкта - Саянск - Иркутск с дальнейшим продолжением до Улан-Удэ и Читы (в качестве альтернативы возможен вариант поставок сжиженного газа). Газопровод пройдет по маршруту Ковыкта - Саянск - Ангарск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита с отводами. Пропускная способность 38,5 млрд.м, из них в Китай - 20 млрд.м, в Южную Корею - 10 млрд.м, стоимость 12 млрд.долл.

2. В районе городов Ангарск и Усолье-Сибирское будет построен газоперерабатывающий завод, начато формирование Восточно-Сибирского газохимического комплекса, построен завод по сжижению гелия (к 2020 году добыча нефти - 49,2 млн.газа - 69,1 млрд.м, стоимость 19,4 млрд.долл.).

3. Готовится к реализации проект трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) общей стоимостью 11 млрд.долларов. Его пропускная способность 80 млн.тонн до ст.Сковородино; ответвление на Китай 30 млн.тонн, на бухту Перевозная (Приморский край) - 50 млн.тонн.

4. В рамках Стратегии предполагается интенсификация газоразведки в районе Нижнего Приангарья в Красноярском крае, что позволит начать строительство газопровода Нижняя Ангара - Красноярск - Абакан.

К одной из первоочередных задач относится создание в Сибири опорной транспортной сети, отвечающей требованиям ХХI века и складывающейся новой геополитической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и новой роли России.

Определяющее значение для развития Сибири имеет проходящий через наиболее освоенные и населенные районы транспортный коридор "Транссиб", связывающий страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии, Казахстаном, Монголией, Китаем, а в перспективе - с Корейским полуостровом и Японией. Основой коридора являются Транссибирская магистраль, автомагистрали "Байкал", "Амур" и "Уссури".

Республика Бурятия имеет перспективную возможность использовать включение в том или ином качестве в некоторые из предполагаемых к реализации на территории Сибири и Дальнего Востока, согласно федеральным отраслевым стратегиям, инфраструктурных и промышленных проектов. При этом, по имеющимся в настоящее время данным Бурятия остается на периферии практически всех макропроектов. Поэтому одна из управленческих и политических задач руководства республики состоит в том, чтобы найти альтернативные существующим предложения, где участие Бурятии в реализации инфраструктурных проектов было бы более "включенным".

    2.3. Республика Бурятия и Байкальский макрорегион в контексте межрегиональных связей

В современном глобальном мире успешность развития регионов во многом определяется инфраструктурной связанностью с другими - как ближайшими, так и отдаленными - территориями. Наличие развитых инфраструктурных связей позволяет территории включаться в мировые и трансрегиональные процессы внешнего порядка, связанные с товарными, энергетическими, финансовыми и человеческими потоками, которые становятся основным стратегическим ресурсом развития для участников процесса.

"Сильные" мировые игроки, каким в последнее десятилетие стал, в частности, Китай, целенаправленно выстраивают такие связи для привлечения дополнительных стратегических ресурсов и выходов на перспективные рынки. Так, по имеющимся данным, КНР имеет собственный план освоения пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, который предполагает следующие этапы:

1. Создание первого уровня оптовой торговли и инфраструктуры в районе Хэйхэ - Благовещенск.

2. Создание второго уровня оптовой торговли в опорных городах - пунктах проникновения в Сибирь - Красноярск и Иркутск.

3. Продолжение туристической трассы Хэйхэ - Красноярск и Хэйхэ - Байкал.

4. Создание единой городской гряды Иркутск - Новосибирск - Челябинск - Екатеринбург - Пермь.

Россия в свою очередь предлагает собственные планы инфраструктурного переосвоения Сибири и Дальнего Востока (см. раздел "Инфраструктурная модернизация Востока России"), хотя и отстает пока с реальными инициативами проектно-программного характера.

В этом "инфраструктурном противостоянии" Байкальский регион, частью которого является Республика Бурятия, оказывается во многих отношениях ключевым. В этом смысле связи со странами Северо-Восточной Азии (Монголии, Китаем и Республикой Корея) имеют не только собственно хозяйственное, но и геоэкономическое и геополитическое значение.

Существенной характеристикой Байкальского региона, таким образом, является его постепенное втягивание в международное экономическое пространство и систему многосторонних связей, основными из которых являются на настоящий момент:

- торговые связи;

- рынок инвестиций;

- энергетические инфраструктуры;