ГУСТОТА
путей сообщения
(на конец года; километров путей на 1000 кв.км территории)
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Железнодорожные пути - всего | 5,8 | 5,8 | 5,8 | 5,8 | 4,7 | 4,7 |
в том числе: | ||||||
общего пользования | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,5 | 3,5 |
не общего пользования | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 1,2 | 1,2 |
Автомобильные дороги с твердым покрытием - всего | 24,9 | 24,2 | 24,2 | 24,2 | 20,0 | 19,4 |
в том числе: | ||||||
общего пользования | 16,7 | 17,7 | 17,8 | 17,8 | 17,9 | 18,0 |
Ведомственные | 8,2 | 6,4 | 6,4 | 6,4 | 2,1 | 1,4 |
Внутренние водные судоходные пути | 4,4 | 4,7 | 5,4 | 4,7 | 4,7 | 4,7 |
На территории Республики Бурятия действуют следующие предприятия воздушного транспорта:
1. ОАО "Международный аэропорт г.Улан-Удэ", включающее в себя аэропорт Улан-Удэ "Мухино";
2. ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" включающее в себя аэропорты местных воздушных линий: п.Таксимо, п.Нижнеангарск, с.Багдарин;
3. ОАО "Авиакомпания Бурятские авиалинии", осуществляющее воздушные перевозки на местных воздушных линиях (МВЛ). Авиакомпания обслуживает в основном районные центры труднодоступных северной и северо-восточной частей республики: Нижнеангарск, Таксимо, Багдарин. Протяженность МВЛ составляет 3719 км. Парк Авиакомпании состоит из самолетов Ан-24, и вертолетов Ми-8;
4. ООО "БайкалТоргСервис" обеспечивающее бортовым питанием воздушные суда в аэропорту Улан-Удэ "Мухино" и управляющая гостиницей аэропорта;
5. В Республике Бурятия представлены крупнейшие авиакомпании России. В г.Улан-Удэ зарегистрированы филиал ОАО "Авиакомпания "Сибирь" ("S7 Airlines") и представительство ОАО "Авиакомпания "KrasAir" (альянс авиакомпаний "AiR Union");
6. Аэронавигационное обслуживание осуществляет Улан-Удэнский центр ОВД Филиала "Аэронавигация Восточной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД";
7. Заправку воздушных судов в аэропорт Улан-Удэ "Мухино" осуществляет ООО "Aerofuels - Улан-Удэ" - дочерняя структура "Aerofuels International" (г.Москва)
Состояние здания аэропорта г.Улан-Удэ не удовлетворяет международным стандартам. Аэропорт не рассчитан на прием большого потока пассажиров. Отсутствуют авиасообщения со многими регионами России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Железные дороги Республики Бурятия представлены сетью железных дорог общего пользования (Восточно-Сибирская железная дорога - филиал ОАО "РЖД") и промышленным железнодорожным транспортом. С запада на восток проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Ее протяженность по территории республики составляет 1293 км. От нее в южном направлении имеется ответвление к границе с Монголией в районе станции Наушки. Участок Улан-Удэ - Наушки, отходящий от Транссибирской магистрали после ст.Заудинской в черте г.Улан-Удэ, был построен в 1939 году. Эта железнодорожная ветка протяженностью 256 км до настоящего времени не электрифицирована. Станция является одним из ведущих железнодорожных переходов при перевозках грузов в Китай и Монголию. Территории северных районов пересекает Байкало-Амурская магистраль, бурятский участок которой в настоящее время входит в состав Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". Протяженность участка составляет 1856 км. Строительство магистрали было завершено в начале декабря 2003 года открытием Северомуйского тоннеля. Ввод тоннеля в эксплуатацию позволяет организовать скоростное сквозное движение по БАМу. В регионе имеется 49 железнодорожных вокзалов и станций. Уровень износа железнодорожного полотна общего пользования составляет 60%.
Сообщение водным транспортом осуществляется по озеру Байкал и рекам Селенге, Чикой. В республике действуют 6 паромных переправ, в том числе, 4 бесканатных самоходных, находящихся на реках с наличием судоходного пути, и 2 канатных переправы, расположенных на реке без судоходства. Основной объем работы связан с перевозками грузов: лесных, песчано-гравийных и нефтепродуктов. Объем пассажирских перевозок мал, перспективы их развития связаны с обслуживанием туристско-экскурсионных поездок. В Республике Бурятия распложены 4 порта и 7 причалов. Существующий парк судов в некоторых портах (Нижнеангарск, Северобайкальск) практически выработал свой ресурс и нуждается в замене и модернизации. Нет ни одного пассажирского судна, все приспособлены для грузоперевозок; круизные суда также отсутствуют.
1.2.2. Топливно-энергетический комплекс
Республика Бурятия не является крупным энергопроизводящим центром межрегионального и экспортного значения. На территории Республики Бурятия производится 76,3% всей потребляемой электроэнергии. Территория республики практически полностью электрифицирована. Распределительная сеть характеризуется большой протяженностью. Основная часть электрической нагрузки республики (более 40%) сосредоточена в г.Улан-Удэ.
Спрос на все виды нефтепродуктов, потребляемых в Республике Бурятия, полностью покрывается поставками с нефтеперерабатывающих заводов Иркутской области, Красноярского края и Омской области. Потребность Республики Бурятия в угле обеспечивается полностью углями Тугнуйского и Окино-Ключевского разрезов.
Основным производителем электроэнергии на территории Республики Бурятии является Гусиноозерская ГРЭС с объемом производства электроэнергии 88% от выработки электроэнергии на территории региона. Электростанциями ОАО "ТГК-14" производится 5% электроэнергии, потребляемой в Республике Бурятия, остальная часть электроэнергии закупается через оптовые рынки (Федеральный оптовый рынок энергии и мощности - 22,3% и прямому договору с ЗАО "Межрегиональное агентство рынка электроэнергии и мощности" - 77,7%).
Основными отраслями конечного энергопотребления в Республике Бурятия являются транспорт и промышленность. Заметная доля использования энергоресурсов приходится на коммунально-бытовой сектор (28,6%).
Более половины электрических сетей в сельской местности имеют значительный износ, ежегодные потери электроэнергии оцениваются более чем в 20-25%. Эти сети обеспечивают энергоснабжение приграничных районов России, что имеет не только высокую социальную значимость для Бурятии, но и для национальной безопасности России.
Доля электроэнергетики в промышленном производстве за последнее пятилетие увеличилась с 27,7% до 36,1%, а угольной промышленности - с 5,3% до 6,9%.
Восточно-Сибирская железная дорога (Филиал ОАО "Российские железные дороги") на сегодняшний день - самый крупный потребитель электрической энергии в республике. На границе Республики Бурятия и Читинской области находится еще один значительный потребитель электроэнергии - ОАО "Разрез Тугнуйский", в Кабанском районе Бурятии - Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат. Остальные крупные промышленные потребители электроэнергии расположены в столице республики.
В ближайшие годы прогнозируется рост энергопотребления около 1-2%. Однако, выбор конкретного сценария социально-экономического развития будет предъявлять свои специфические требования к характеру источников и способу транспортировки энергии по территории республики.
Уже сегодня из-за более низких энерготарифов в соседней Иркутской области добывающие и перерабатывающие предприятия Бурятии имеют низкий уровень конкурентоспособности. При росте потребления электричества в Бурятии и в Иркутской области, которая перестанет быть энергоизбыточна к 2010 году, возникнут серьезные проблемы с развитием не только энергозатратных производств, но и с развитием туризма, а также и крупных городов республики.
1.2.3. Финансово-кредитная инфраструктура
По сравнению с 2000 года количество региональных кредитных организаций в Республике Бурятия сократилось в 1,5 раза (в 2000 году в республике действовало 3 региональных кредитных организации, в 2006 году - 2). Филиальная сеть, представленная филиалами региональных и инорегиональных кредитных организаций, отделениями Сбербанка России, кредитно-кассовыми офисами, представительствами и другими подразделениями кредитных организаций (филиалов), расширилась (рост на 12%), охватив все районы Республики Бурятия. На территории республики работают филиалы кредитных организаций, входящих в первую десятку банков страны: ОАО "РОСБАНК", Сбербанка России, ОАО Внешторгбанк, ОАО "Банк Москвы", ОАО "Россельхозбанк". Иностранных банков на территории Республики Бурятия нет.