Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года

Таблица 10

     

ДОЛЯ
налоговых платежей к валовому региональному продукту на 2000-2005 годы

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Валовой региональный продукт млн.руб.

21691

30244

38383

46757

64826

80915

Налоговые поступления, млн.руб.

3363,7

5204,8

6488,8

6781,0

7507,2

9286,3

Доля налоговых платежей к ВРП (%)

15,5

17,2

16,9

14,5

11,6

11,5

    1.2.5. Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Бурятия - это крупный комплекс, обеспечивающий жизнедеятельность населения, работу организаций социального назначения и производственных объектов. Жилищно-коммунальное хозяйство имеет сложную производственную структуру, в которой ведущими видами деятельности являются жилищное хозяйство, теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, водоотведение и очистка сточных вод. В его ведении находятся также ремонт дорог, мостов, уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, озеленение городов, оказание ритуальных услуг. Поставкой коммунальных услуг занимается около 100 предприятий жилищно-коммунального хозяйства (из них 70% МУПов, 30% ООО, ОАО и ИЧ) с общим числом работающих 11,3 тыс.человек. Учредителями МУПов являются органы местного самоуправления.

За 2005 год предъявлено к оплате потребителям жилищно-коммунальных услуг всего 5643 млн.руб. или 92,9% от плановых показателей. Выручка от реализации услуг составила 5173,5 млн.руб. или 91,7% от предъявленных доходов. При этом собираемость платежей составила: по населению 85,2%, бюджетным организациям - 99,1%, прочим организациям - 104,5%.

Жилищный фонд, обслуживаемый жилищными организациями всех форм собственности, составил на 1 января 2006 года 8,2 млн.кв.м. Весь жилищный фонд республики превысил 17 млн.кв.метров общей площади. В среднем на одного жителя приходилось 17,9 кв.м общей площади.

В жилищном фонде насчитывается 240,7 тысяч квартир в многоквартирных домах, в том числе однокомнатные квартиры составляют 22%, двухкомнатные - 41%, четырехкомнатные и более - 4%. В многоквартирных домах 64% квартир - частные. Также в жилищном фонде имеется 117,9 тыс. индивидуально-определенных зданий, т.е. одноквартирных жилых домов. Из общей площади жилищного фонда республики 264 тыс.кв.метров приходится на общежития, детские дома, дома-интернаты для инвалидов и ветеранов, школы-интернаты.

В жилищном фонде республики более 1,3 млн.кв.м (7,6%) непригодно для проживания, т.е. 1 млн.кв.м (6%) - это каменные дома с износом более 70% и деревянные дома с износом более 65%, и 0,3 млн.кв.м (1,7%) - аварийное жилье.

Отсутствие средств на ремонт стареющего жилищного фонда в полном объеме привело к сокращению капитального ремонта по сравнению с дореформенным периодом в несколько раз. Ежегодно капитально ремонтируются лишь 0,1-0,2% жилых площадей.

На начало 2006 года тепло и горячую воду для населения и объектов социальной сферы отпускали 625 котельных суммарной мощностью 3,9 тыс.Гкал/час. В общем числе отопительных котельных преобладали мелкие, малоэффективные, допускающие большой перерасход топлива: 508 котельных (81%) выработали лишь 12% произведенного тепла. В настоящее время 62% всей тепловой мощности котельных сосредоточено в системе различных министерств, ведомств и только 38% - в ведении муниципалитетов.

Около 27% всех тепловых сетей (0,5 тыс.км) в настоящее время нуждается в замене. В течение 2005 года была заменена незначительная их часть - 43 км. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превысили нормативы. В большинстве котельных КПД не превышают 60%. Это еще более усугубляет нехватку топливных ресурсов.

В республике обострена проблема обеспечения населения питьевой водой соответствующего качества и в нормативных объемах. Среднесуточный отпуск воды на одного жителя республики составил в 2005 году 107 литров при федеральном стандарте 275 литров. Централизованное водоснабжение имеют всего 68 населенных пунктов (10% от их общего числа). В трех районах республики (Баунтовском, Еравнинском, Окинском) централизованное водоснабжение отсутствует, вода потребителям доставляется автомобильным транспортом. При общей обеспеченности республики подземными водами с высокими природными качественными характеристиками, позволяющими использовать их без предварительной очистки, в отдельных районах их использование недопустимо низкое. Население г.Гусиноозерск и п.Каменск получает воду из поверхностных источников. Во многих населенных пунктах качество воды не соответствует санитарным нормам. По этой причине большинство районов республики относится к районам, имеющим дефицит питьевой воды.

В комплексе мероприятий по благоустройству городов важное значение имеет организация уборки и санитарной очистки территорий. Для их осуществления созданы предприятия по благоустройству, выполняющие санитарную уборку дорог и тротуаров, ремонт остановочных павильонов, ливневой канализации, асфальтового покрытия тротуаров, по содержанию общественных туалетов и фонтанов, по праздничному оформлению улиц. Это наиболее массовые и трудоемкие работы в городском хозяйстве. Организации ЖКХ испытывают большой дефицит в специализированной технике, необходимой для работы по благоустройству. Нехватка техники является причиной ограниченной и несвоевременной доставки населению питьевой воды, вывоза мусора и сточных вод.

В настоящее время реформирование ЖКХ проходит в соответствии с новым Жилищным кодексом. В соответствии с решениями собственников жилых помещений большинство многоквартирных домов г.Улан-Удэ выведено из реестра муниципальной собственности и управляется 9 частными управляющими организациями, а также ЖКСК п.Загорск. Для оказания услуг населению они привлекают организации других форм собственности, оставаясь заказчиками. Ими обслуживается более 4,8 млн.кв.м (72% жилищного фонда г.Улан-Удэ). Кроме того, в г.Улан-Удэ действует 38 товариществ собственников жилья.

Кардинальные изменения произошли и в теплоэнергетическом комплексе г.Улан-Удэ в результате его передачи в доверительное управление "ОАО ТГК-14". Это дает возможность г.Улан-Удэ привлечь в качестве инвестиций финансовые средства ОАО "ТГК-14", которая входит в систему РАО ЕЭС России.

После принятия программы по реформированию ЖКХ с 1998 года сложилась устойчивая тенденция опережающего роста тарифов на ЖКУ относительно других видов выплат платных услуг и потребительских товаров. В республике наиболее высокие темпы прироста тарифов на услуги ЖКХ отмечались в 2001 и 2005 годах. Причиной послужило изменение федеральных стандартов уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги. С принятием решения перейти с 2005 года на полное возмещение населением затрат за предоставление всех видов жилищно-коммунальных услуг был отмечен резкий скачок цен и тарифов на них: рост цен на товары составил 9,5%, а на жилищно-коммунальные услуги - 54,4%.

В 2006 году в республике впервые было отмечено снижение тарифов на услуги отопления и горячего водоснабжения, являющихся наиболее дорогостоящими в составе коммунальных услуг. Снижение было достигнуто за счет изменения структуры цен на жилье: внутридомовое обслуживание систем теплоснабжения включено в состав квартплаты, ранее оно входило в состав услуг теплоснабжения.

Реконструкция и модернизация коммунальных объектов осуществляются на основе реализации Республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия на 2002-2010 годы".

    1.3. Пространственное развитие Республики Бурятия

Анализ пространственного развития Республики Бурятии позволяет судить о ее освоенности, транспортной и коммуникационной связности, а также о наличии ключевых инфраструктур обеспечения жизнедеятельности. Кроме того, он дает возможность определить насколько территория включена во внешние социально-экономические процессы, а также оценить ее инфраструктурную и кооперационную связанность с другими территориями - прежде всего, с теми, которые определяют логику формирования Байкальского региона в новой геоэкономической ситуации.

    1.3.1. Специализация территориальных образований

По географическому принципу территорию Республики Бурятия можно разделить на пять условных типологических групп, определяющих специфику преобладающей экономической активности данных.

Первая группа - "Прибайкальская". Характеризуется близким расположением к озеру Байкал, что накладывает определенные ограничения для различных видов деятельности, но в то же время создает определенный потенциал развития.

Вторая группа - "Агломерация", т.е. территория, находящаяся в 100 км радиусе от г.Улан-Удэ. Характеризуется транспортной близостью к единственному крупному центру, обладающему достаточным набором ресурсов для развития в новых экономических условиях.

Третья группа - "Сырьевая". Характеризуется наличием существенного минерально-сырьевого потенциала.

Четвертая группа - "Магистральная". Характеризуется расположением около ключевых транспортных магистралей, проходящих через Бурятию: Транссиба, БАМа и ветки "Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин" (ответвлением Транссиба).