ДОЛЯ
налоговых платежей к валовому региональному продукту на 2000-2005 годы
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Валовой региональный продукт млн.руб. | 21691 | 30244 | 38383 | 46757 | 64826 | 80915 |
Налоговые поступления, млн.руб. | 3363,7 | 5204,8 | 6488,8 | 6781,0 | 7507,2 | 9286,3 |
Доля налоговых платежей к ВРП (%) | 15,5 | 17,2 | 16,9 | 14,5 | 11,6 | 11,5 |
1.2.5. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Бурятия - это крупный комплекс, обеспечивающий жизнедеятельность населения, работу организаций социального назначения и производственных объектов. Жилищно-коммунальное хозяйство имеет сложную производственную структуру, в которой ведущими видами деятельности являются жилищное хозяйство, теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, водоотведение и очистка сточных вод. В его ведении находятся также ремонт дорог, мостов, уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, озеленение городов, оказание ритуальных услуг. Поставкой коммунальных услуг занимается около 100 предприятий жилищно-коммунального хозяйства (из них 70% МУПов, 30% ООО, ОАО и ИЧ) с общим числом работающих 11,3 тыс.человек. Учредителями МУПов являются органы местного самоуправления.
За 2005 год предъявлено к оплате потребителям жилищно-коммунальных услуг всего 5643 млн.руб. или 92,9% от плановых показателей. Выручка от реализации услуг составила 5173,5 млн.руб. или 91,7% от предъявленных доходов. При этом собираемость платежей составила: по населению 85,2%, бюджетным организациям - 99,1%, прочим организациям - 104,5%.
Жилищный фонд, обслуживаемый жилищными организациями всех форм собственности, составил на 1 января 2006 года 8,2 млн.кв.м. Весь жилищный фонд республики превысил 17 млн.кв.метров общей площади. В среднем на одного жителя приходилось 17,9 кв.м общей площади.
В жилищном фонде насчитывается 240,7 тысяч квартир в многоквартирных домах, в том числе однокомнатные квартиры составляют 22%, двухкомнатные - 41%, четырехкомнатные и более - 4%. В многоквартирных домах 64% квартир - частные. Также в жилищном фонде имеется 117,9 тыс. индивидуально-определенных зданий, т.е. одноквартирных жилых домов. Из общей площади жилищного фонда республики 264 тыс.кв.метров приходится на общежития, детские дома, дома-интернаты для инвалидов и ветеранов, школы-интернаты.
В жилищном фонде республики более 1,3 млн.кв.м (7,6%) непригодно для проживания, т.е. 1 млн.кв.м (6%) - это каменные дома с износом более 70% и деревянные дома с износом более 65%, и 0,3 млн.кв.м (1,7%) - аварийное жилье.
Отсутствие средств на ремонт стареющего жилищного фонда в полном объеме привело к сокращению капитального ремонта по сравнению с дореформенным периодом в несколько раз. Ежегодно капитально ремонтируются лишь 0,1-0,2% жилых площадей.
На начало 2006 года тепло и горячую воду для населения и объектов социальной сферы отпускали 625 котельных суммарной мощностью 3,9 тыс.Гкал/час. В общем числе отопительных котельных преобладали мелкие, малоэффективные, допускающие большой перерасход топлива: 508 котельных (81%) выработали лишь 12% произведенного тепла. В настоящее время 62% всей тепловой мощности котельных сосредоточено в системе различных министерств, ведомств и только 38% - в ведении муниципалитетов.
Около 27% всех тепловых сетей (0,5 тыс.км) в настоящее время нуждается в замене. В течение 2005 года была заменена незначительная их часть - 43 км. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превысили нормативы. В большинстве котельных КПД не превышают 60%. Это еще более усугубляет нехватку топливных ресурсов.
В республике обострена проблема обеспечения населения питьевой водой соответствующего качества и в нормативных объемах. Среднесуточный отпуск воды на одного жителя республики составил в 2005 году 107 литров при федеральном стандарте 275 литров. Централизованное водоснабжение имеют всего 68 населенных пунктов (10% от их общего числа). В трех районах республики (Баунтовском, Еравнинском, Окинском) централизованное водоснабжение отсутствует, вода потребителям доставляется автомобильным транспортом. При общей обеспеченности республики подземными водами с высокими природными качественными характеристиками, позволяющими использовать их без предварительной очистки, в отдельных районах их использование недопустимо низкое. Население г.Гусиноозерск и п.Каменск получает воду из поверхностных источников. Во многих населенных пунктах качество воды не соответствует санитарным нормам. По этой причине большинство районов республики относится к районам, имеющим дефицит питьевой воды.
В комплексе мероприятий по благоустройству городов важное значение имеет организация уборки и санитарной очистки территорий. Для их осуществления созданы предприятия по благоустройству, выполняющие санитарную уборку дорог и тротуаров, ремонт остановочных павильонов, ливневой канализации, асфальтового покрытия тротуаров, по содержанию общественных туалетов и фонтанов, по праздничному оформлению улиц. Это наиболее массовые и трудоемкие работы в городском хозяйстве. Организации ЖКХ испытывают большой дефицит в специализированной технике, необходимой для работы по благоустройству. Нехватка техники является причиной ограниченной и несвоевременной доставки населению питьевой воды, вывоза мусора и сточных вод.
В настоящее время реформирование ЖКХ проходит в соответствии с новым Жилищным кодексом. В соответствии с решениями собственников жилых помещений большинство многоквартирных домов г.Улан-Удэ выведено из реестра муниципальной собственности и управляется 9 частными управляющими организациями, а также ЖКСК п.Загорск. Для оказания услуг населению они привлекают организации других форм собственности, оставаясь заказчиками. Ими обслуживается более 4,8 млн.кв.м (72% жилищного фонда г.Улан-Удэ). Кроме того, в г.Улан-Удэ действует 38 товариществ собственников жилья.
Кардинальные изменения произошли и в теплоэнергетическом комплексе г.Улан-Удэ в результате его передачи в доверительное управление "ОАО ТГК-14". Это дает возможность г.Улан-Удэ привлечь в качестве инвестиций финансовые средства ОАО "ТГК-14", которая входит в систему РАО ЕЭС России.
После принятия программы по реформированию ЖКХ с 1998 года сложилась устойчивая тенденция опережающего роста тарифов на ЖКУ относительно других видов выплат платных услуг и потребительских товаров. В республике наиболее высокие темпы прироста тарифов на услуги ЖКХ отмечались в 2001 и 2005 годах. Причиной послужило изменение федеральных стандартов уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги. С принятием решения перейти с 2005 года на полное возмещение населением затрат за предоставление всех видов жилищно-коммунальных услуг был отмечен резкий скачок цен и тарифов на них: рост цен на товары составил 9,5%, а на жилищно-коммунальные услуги - 54,4%.
В 2006 году в республике впервые было отмечено снижение тарифов на услуги отопления и горячего водоснабжения, являющихся наиболее дорогостоящими в составе коммунальных услуг. Снижение было достигнуто за счет изменения структуры цен на жилье: внутридомовое обслуживание систем теплоснабжения включено в состав квартплаты, ранее оно входило в состав услуг теплоснабжения.
Реконструкция и модернизация коммунальных объектов осуществляются на основе реализации Республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия на 2002-2010 годы".
1.3. Пространственное развитие Республики Бурятия
Анализ пространственного развития Республики Бурятии позволяет судить о ее освоенности, транспортной и коммуникационной связности, а также о наличии ключевых инфраструктур обеспечения жизнедеятельности. Кроме того, он дает возможность определить насколько территория включена во внешние социально-экономические процессы, а также оценить ее инфраструктурную и кооперационную связанность с другими территориями - прежде всего, с теми, которые определяют логику формирования Байкальского региона в новой геоэкономической ситуации.
1.3.1. Специализация территориальных образований
По географическому принципу территорию Республики Бурятия можно разделить на пять условных типологических групп, определяющих специфику преобладающей экономической активности данных.
Первая группа - "Прибайкальская". Характеризуется близким расположением к озеру Байкал, что накладывает определенные ограничения для различных видов деятельности, но в то же время создает определенный потенциал развития.
Вторая группа - "Агломерация", т.е. территория, находящаяся в 100 км радиусе от г.Улан-Удэ. Характеризуется транспортной близостью к единственному крупному центру, обладающему достаточным набором ресурсов для развития в новых экономических условиях.
Третья группа - "Сырьевая". Характеризуется наличием существенного минерально-сырьевого потенциала.
Четвертая группа - "Магистральная". Характеризуется расположением около ключевых транспортных магистралей, проходящих через Бурятию: Транссиба, БАМа и ветки "Улан-Удэ - Улан-Батор - Пекин" (ответвлением Транссиба).