Действующий

Об утверждении Комплекса мероприятий по развитию конкуренции в Ростовской области на 2010 год

4. Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции


Развитие полноценной конкурентной среды сдерживают общие для Российской Федерации и региона факторы:

административные барьеры, в том числе на пути развития малого и среднего предпринимательства, барьеры входа на рынок в разрезе отраслей;

инфраструктурные ограничения, неразвитая логистика, монополизация на сырьевых и ресурсных рынках;

низкий уровень доступности кредитных ресурсов;

проблемы доступа к государственному и муниципальному заказу;

отсутствие регулярной информации о деятельности областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, затрагивающей интересы хозяйствующих субъектов в регионе.

4.1. Административные барьеры

Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции, возникновения "административного ресурса". Преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства должно являться приоритетным направлением деятельности органов государственной власти.

В целях снижения административных барьеров в Ростовской области с 2006 года реализуется Программа проведения административной реформы, основными направлениями которой являются:

создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению (далее - МФЦ), работающих по принципу "одного окна';

разработка административных регламентов по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Основная задача МФЦ - облегчение для граждан и организаций процесса получения услуг, связанных с лицензированием и сертификацией, осуществлением регистрационных действий, выдачей разрешений, предоставлением справок и выписок, формированием и ведением реестров, аккредитацией, информированием физических или юридических лиц в режиме "одного окна"; сокращение количества требуемых документов, времени ожидания в очереди, сроков предоставления услуг и др.

В Ростовской области в настоящее время функционирует 9 МФЦ (Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Батайск, Таганрог, Шахты, Азов, Сальский район).

Создаваемые МФЦ предоставляют возможность получить консультации по вопросам создания бизнеса, а также помогают оформить необходимый пакет документов для получения различных форм региональной и муниципальной поддержки (в том числе финансовой). Принцип "одного окна", реализованный в МФЦ, существенно упрощает вопросы регистрации и ведения бизнеса, что увеличивает число потенциальных желающих для организации собственного дела, позволяет создать равные условия для работы организаций всех форм собственности.

Таким образом, создание сети МФЦ в Ростовской области поможет повысить уровень развития конкуренции и создать благоприятную среду для начала ведения предпринимательской деятельности за счет снижения административных барьеров, уменьшения коррупционных проявлений, сокращения сроков оказания государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с результатами проведенных исследований субъекты малого и среднего предпринимательства области отмечают, что органы местного самоуправления могут фактически перекладывать свои обязанности по внутренним согласованиям документов на заявителей. Это приводит к затягиванию сроков и создает условия для неофициальных платежей.

Также имеет место проблема длительных согласований. Вместо положенного срока согласования он может увеличиваться в 8 раз. Основными причинами этого являются отсутствие или неисполнение административных регламентов, низкая пропускная способность некоторых служб.

Радикально решить проблему сроков принятия решений по заявлениям возможно путем создания сети МФЦ, в принципе, исключая визиты заявителей в каждую из участвующих в согласовании структур.

Актуальной для субъектов предпринимательской деятельности является проблема перевода жилого помещения в нежилое. По мнению участников рынка, процедура такого перевода длительна - до полутора лет, а также требует больших финансовых и временных затрат. Данная проблема особенно актуальна для крупных городов, где существует большой спрос на помещения для мелкого и среднего бизнеса, но возможности нового строительства ограничены.

Порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое достаточно подробно регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 22, 23 и 24). Указанная проблема может проистекать из нежелания органов местного самоуправления устранять барьеры для такого перевода. Для этого могут приниматься муниципальные правовые акты, противоречащие Жилищному кодексу, а также произвольно трактоваться некоторые его положения.

Анализ ежегодно осуществляемых в Ростовской области исследований, посвященных административным барьерам, показывает следующие проблемы, с которыми сталкивается бизнес на начальном этапе. На первом месте - доступ к финансированию, отсутствие первоначального капитала и высокие процентные ставки по привлекаемым финансовым ресурсам. Органам местного самоуправления необходимо организовать взаимодействие с банковскими учреждениями по вопросам кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством заключения соглашений о сотрудничестве, а также оказывать всестороннюю поддержку микрофинансовым организациям.

На втором месте среди проблемных вопросов остаются бюрократические барьеры при выдаче свидетельств, лицензий, заключений. Интересно, что предприниматели оценивают процедуры, связанные с регистрацией и постановкой на учет, как минимально проблематичные, тем не менее практика обращения к фирмам-посредникам возрастает. Высоким остается и процент хозяйствующих субъектов, осуществляющих лицензирование и сертификацию с привлечением посредников. Возникает вопрос, либо это тот же малый бизнес, работающий в сфере услуг, либо это навязанные органами государственной власти услуги.

Исследования показали, что более трети предпринимателей не устраивает деятельность лицензирующих органов. Так, при самостоятельном прохождении процедур возросли временные и финансовые затраты. Процедуры, связанные с сертификацией, не являются проблемными для бизнеса, но финансовые и временные затраты по-прежнему достаточно высоки. Лицензирующим органам необходимо провести тщательный анализ процедур лицензирования, найти способ их упрощения и ускорения, в том числе за счет внедрения системы подготовки и сдачи документов в электронном виде.

4.2. Инфраструктурные ограничения

Как показывает практика, серьезной проблемой для субъектов предпринимательской деятельности является подключение к системам коммунальной инфраструктуры. Это стоимость оплаты за подключение, процедура оформления и согласования необходимых документов, дальнейшее взаимодействие с сетевыми организациями в рамках заключенных договоров.

По результатам исследований, проведенных в рамках реализации Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, более 50 процентов субъектов предпринимательской деятельности называют высокую стоимость оплаты за подключение самой большой трудностью при взаимодействии с субъектами естественных монополий. С наибольшими проблемами предприниматели сталкиваются на этапе заключения договоров на энерго-, водо-, газоснабжение (60,9 процента). Самым трудным является подключение к электросетям (46,3 процента), 45,9 процента опрошенных отмечают, что стоимость подключения к электросетям практически равна стоимости объекта подключения.

Также проблемой является значительная изношенность мощностей коммунального комплекса. Необходимо восстановление резерва мощностей, которых в настоящий момент иногда не хватает для введения новых объектов предпринимательской деятельности.

Данные инфраструктурные ограничения являются сдерживающим фактором экономического развития региона.