Недействующий

Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы"

Паспорт Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы"


Наименование Программы

-

Областная долгосрочная целевая программа
 "Развитие образования в Ростовской области
 на 2010 - 2013 годы" (далее – Программа)

Основание
 для разработки Программы

-

распоряжение Администрации Ростовской области
 от 14.07.2009 N 192 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2012 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Разработчик Программы

-

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Основные цели Программы

-

удовлетворение п отребности населения в получении доступного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей;

 обеспечение социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

 сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся и воспитанников;

 развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;

 обеспечение образовательного комплекса области высококвалифицированными педагогическими кадрами, развитие педагогического потенциала;

 удовлетворение потребности регионального рынка труда в высококвалифицированных кадрах рабочих и специалистов;

 создание безопасных условий образовательной деятельности;

 повышение экономической эффективности образования

Основные задачи Программы

-

По подпрограмме "Развитие общего образования":
 обеспечение условий получения доступного качественного общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

 внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

 введение предпрофильного и профильного обучения, обеспечивающих возможность выбора учащимися учебного плана с учетом рынка труда выбора выпускниками будущей профессии;

 внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, включающих основные требования к результатам общего образования и условиям осуществления образовательной деятельности;

 обеспечение условий для получения общего образования в адекватной форме детьми с ограниченными возможностями здоровья;

 введение системы дистанционного обучения для детей-инвалидов;

 развитие системы образования детей старшего дошкольного возраста, удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования;

 развитие системы оценки качества образования при переходе с одной ступени школьного образования на другую, сопоставление качества образования в муниципальных образованиях области;

 обеспечение условий для полноценного питания школьников;

 внедрение и трансляция на образовател ьные учреждения передового опыта использования технологий здоровьесбережения;

 создание условий для совершенствования медицинского обеспечения обучающихся на базе школьных медицинских кабинетов;

 формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;

 совершенствование региональной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей;

 развитие региональной системы воспитательной работы;

 повышение качества проводимой профилактической работы;

 оказание психологической помощи участникам образовательного процесса;

 развитие моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях;

 формирование регионального целевого заказа на подготовку педагогических кадров, организация работы учреждений среднего профессионального образования по его выполнению;

 регулирование приема на педагогические специальности в учреждения высшего профессионального образования педагогической направленности;

 формирование системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и повышения их квалификации, привлечения молодых специалистов;

 создание доступной, открытой, эффективной и востребованной модели непрерывного профессионального роста работников образования;

 повышение доли детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами семейного устройства;

 обеспечение своевременной постановки на квартирный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 совершенствование системы финансирования государственных учреждений, подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области, на основе государственных заданий на оказание государственных услуг;

 повышение уровня заработной платы работников общеобразовательных учреждений;

 снижение неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами и средней наполняемости классов, оптимизация сети общеобразовательных учреждений;

 ликвидация аварийности, формирование современной инфраструктуры образовательных учреждений общего, дополнительного образования, государственной поддержки детства;

 обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности учреждений общего, дополнительного образования, государственной поддержки детства.
 По подпрограмме "Развитие профессионального образования":
   оптимизация структуры и объемов подготовки рабочих
 и специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

 создание безопасных условий для обучения учащихся
 и студ ентов и труда педагогических работников учреждений профессионального образования;

 совершенствование системы финансирования государственных учреждений, подведомственных министерству общего и профессионального образования Ростовской области, на основе государственных заданий на оказание государственных услуг;

 повышение эффективности использования бюджетных средств для подготовки рабочих и специалистов, востребованных на рынке труда;

 внедрение моделей государственно-общественного управления в учреждениях профессионального образования;

 повышение уровня заработной платы работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 снижение неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами, оптимизация сети государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 приведение материальной базы государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствие
 с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и современного производства, модернизация учебно-производственного оборудования;

 разработка и внедрение моделей непрерывного профессионального образования с участием социальных партнеров и привлечением кадрового и материально-технического потенциала реального сектора экономики и социальной сферы;

 внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения;

 формирование системы оценки качества профессионального образования в соответствии
 с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования;

 внедрение новых образовательных технологий
 и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

 совершенствование системы переподготовки
 и повышения квалификации педагогических кадров государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 обеспечение социальной поддержки обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 совершенствование системы выявления, поддержки
 и сопровождения талантливой молодежи, обеспечение участия во Всероссийских олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

 совершенствование воспитательной деятельности
 и работы по развитию физической культуры и спорта
 в учреждениях профессионального образования;

 интеграция образования и науки в интересах социально-экономического развития области;

 создание и развитие многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в интересах хозяйственного комплекса органов государс твенной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области;

 организация работы с одаренными детьми на базе федерального государственного автономного образова-тельного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет"
 (далее - ФГАОУ ВПО ЮФУ);

 развитие интеллектуального и научно-технического потенциала молодежи в Ростовской области

Сроки
 реализации
 Программы

-

2010 - 2013 годы

Структура
 Программы,
 перечень
 подпрограмм, основных
 направлений
 и мероприятий

-

в структуру Программы включены:
 Раздел  I.  Содержание проблем и обоснование необходимости их решения программными методами.
 Раздел  II.  Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые индикаторы и показатели.
 Раздел  III.  Система программных мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение Программы, с перечнем мероприятий с разбивкой по годам, источникам и направлениям финансирования.
 Раздел IV. Нормативное обеспечение Программы.
 Раздел  V.  Механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль
 за ходом ее выполнения.
 Раздел  VI.  Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы.
 Приложение  N  1.  Методика оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы".
 Приложение  N  2.  Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях софинансирования особо важных и  (или) контролируе-мых Администрацией Ростовской области объектов
 и направлений расходования средств за счет средств Фонда софинансирования расходов на 2010 год.
 Приложение  N  3.  Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях софинансирования особо важных и  (или) контролируе-мых Администрацией Ростовской области объектов и направлений расходования средств за счет средств Фонда софинансирования расходов на 2011 год.
 Приложение  N  4. Положение об условиях предоставле-ния и методике расчета субсидии для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления
 по вопросам местного значения.
 Приложение  N  5.  Информация об оценке эффектив-ности реализации Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010  -  2013 годы" за отчетный 2011 финансовый год
 и за весь период реализации 2012 - 2014 годов.
 Программа включает в себя 2 подпрограммы:
 "Развитие общего образования";

 "Развитие профессионального образования".
 Подпрограмма "Развитие общего образования" содержит мероприятия по 8 направлениям:
 "Обеспечение доступности, совершенствование содержания и технологий образования";

 "Развитие системы обеспечения качества образования";

 "Здоровье школьников";

 "Выявление и поддержка талантливых детей. Усиление воспитательного потенциала школы";

 "Развитие педагогического потенциала";

 "Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

 "Внедрение новых экономических механизмов финансирования общего образования";

 "Обеспечение безопасных условий образовательной деятельности".
 Подпрограмма "Развитие профессионального образования" содержит мероприятия по 7 направлениям:
 "Оптимизация структуры и объемов подготовки рабочих кадров и специалистов";

 "Обеспечение безопасных условий образовательной деятельности";

 "Внедрение новых экономических механизмов финансирования профессионального образования";

 "Модернизация учебно-материальной базы, совершенствование содержания и технологий образования";

 "Социальная поддержка обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
 в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования";

 "Выявление и поддержка талантливой молодежи. Усиление воспитательного потенциала учреждений профессионального образования";

 "Поддержка высшей школы и использование потенциала ФГАОУ ВПО ЮФУ в интересах социально-экономического развития Ростовской области"

Исполнители Программы

-

министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразование области);

 департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области;

 государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные минобразованию области

Объемы и
 источники
 финансирования Программы

-

источники финансирования Программы:
 средства бюджета Ростовской области;

 средства федерального бюджета;

 средства от приносящей доход деятельности государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области.
 Объемы финансирования Программы:
 всего - 69 980 359,8 тыс. рублей;

 (абзац шестой в редакции постановлений Администрации Ростовской области от 16.05.2011 N 273, НГР: ru 61000201100254 , от 13.07.2011 N 449, НГР: ru 61000201100363 ).
 в том числе:
 2010 год - 16 149 737,5 тыс. рублей;

 (в редакции постановления Администрации Ростовской области от 22.12.2010 N 392, НГР: ru 61000201000790 ).
 2011 год - 17 262 575,2 тыс. рублей;

 (абзац девятый в редакции постановлений Администрации Ростовской области от 16.05.2011 N 273, НГР: ru 61000201100254 , от 13.07.2011 N 449, НГР: ru 61000201100363 ).
 2012 год - 18 184 832,7 тыс. рублей;

 2013 год - 18 468 475,7 тыс. рублей

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы

-

реализация мероприятий Программы по предваритель-ным оценкам позволит к 2014 году достичь следующих результатов:
 по подпрограмме "Развитие общего образования":
 снижение нагрузки в общеобразовательных учреждениях на 1 персональный компьютер до 15,8 обучающегося;

 доведение охвата учащихся 8  -  9 классов профориента-ционными программами до 100 процентов;

 повышение доли учащихся 10  -  11 классов, обучаю-щихся по индивидуальным учебным планам
 и программам профильного обучения, до 41 процента;

 доведение доли общеобразовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения:
 на 1-й ступени - до 100 процентов, на 2-й ступени –
 до 5,3 процента;

 обеспечение условий для получения общего образования в адекватной форме детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, которым рекомендовано образование в адекватной форме
 (не менее чем 99 процентов от их числа);

 введение системы дистанционного обучения для детей-инвалидов (не менее 387 человек);

 увеличение процента охв ата детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах,
 до 92 процентов;

 доведение показателя удовлетворенности потребности
 в услугах дошкольного образования до 81,6 процента;

 доведение доли выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, сдавших Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) по русскому языку и математике, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, участвовавших в ЕГЭ по данным предметам,
 до 95 процентов;

 охват школьников сбалансированным горячим питанием (не менее чем 77 процентов);

 доведение количества образовательных учреждений области, реализующих программы и технологии здоровьесбережения, до 84 процентов;

 привлечение детского населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом (не менее
 чем 42 процентов от общего числа школьников);

 доведение охвата школьников услугами дополнительного образования до 68 процентов;

 создание интернатного учреждения для одаренных детей;

 увеличение количества обучающихся, принявших участие в олимпиадах регионального и всероссийского уровней, до 3 150 человек в год;

 снижение доли необучающихся детей в возрасте
 от 7 до 18 лет, подлежащих обучению, до 0,13 процента;

 повышение до 80 процентов доли обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, задействованных в реализации дополнительных образовательных программ профилактической направленности;

 доведение доли обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, охваченных мероприятиями профилактической направленности,
 до 100 процентов;

 доведение доли общеобразовательных учреждений, имеющих органы государственно-общественного управления, до 100 процентов;

 приведение в соответствие потребностям системы образования и социальной сферы в Ростовской области структуры и объемов подготовки специалистов
 со средним педагогическим образованием не менее чем
 в 100 процентах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования педагогической направленности;

 увеличение доли выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования педагогической направленности, трудоустроившихся по полученной специальности в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений не менее чем
 до 72 процентов;

 выполнение регионального целевого заказа
 на подготовку педагогических кадров и специалистов
 на 100 процентов;

 ежегодное повышение квалификации или прохождение переподготовки педагогическими работниками системы общего образования (не менее чем 20 процентов
 от их общего числа);

 повышение доли учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы
 до 5 лет, не менее чем до 8,1 процента;

   повышение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до 13 072 рублей;

 повышение доли детей-сирот, переданных из государственных учреждений всех видов в семьи граждан, до 19 процентов;

 увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих
 на территории Российской Федерации, на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство),
 до 78 процентов;

 обеспечение своевременного включения в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья
 (100 процентов нуждающихся);

 формирование государственных заданий для
 100 процентов государственных областных бюджетных и автономных образовательных учреждений;

 доведение средней наполняемости классов:
 по городским школам - до 25 человек,
 по сельским школам - до 15 человек;

 доведение среднеобластного значения показателя количества обучающихся общеобразовательных учреждений, приходящихся на 1 учителя, до 13,5;

 снижение доли общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии,
 в общем количестве общеобразовательных учреждений до 2 процентов;

 оснащение 100 процентов образовательных учреждений области автоматической пожарной сигнализацией;

 оснащение 100 процентов образовательных учреждений кнопками тревожной сигнализации.
 По подпрограмме "Развитие профессионального образования":
 повышение доли выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся
 по полученной профессии (специальности) в первый год, в общей численности выпускников этих учреждений: начального профессионального образования - не менее чем до 74 процентов, среднего профессионального образования – не менее чем до 65 процентов;

 выполнение регионального заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов (100 процентов);

 оснащение 100 процентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, автоматической пожарной сигнализацией;

 оснащение 100 процентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, кнопками тревожной сигнализации;

 оптимизация сети учреждений профессионального образования (сокращение количества государственных образовательных учреждений начального профессионального образования до 71, среднего профессионального образования - до 22);

 100-процентная профилизация государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 создание и обеспечение эффективной деятельности попечительских советов в учреждениях профессиональ-ного образования (100 процентов);

 повышение номинальной начисленной заработной платы работников:
 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования:
 преподавателей - до 13 538 рублей;

 (абзац пятидесятый в редакции постановления Администрации Ростовской области от 16.05.2011 N 273, НГР: ru 61000201100254 ).
 мастеров производственного обучения -
 до 11 563 рублей;

 (абзац пятьдесят первый в редакции постановления Администрации Ростовской области от 16.05.2011 N 273, НГР: ru 61000201100254 ).
 преподавателей государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования - до 15 100 рублей;

 формирование государственных заданий для
 100 процентов государственных областных бюджетных и автономных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 доведение среднеобластного значения показателя количества обучающихся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, приходящихся
 на 1 преподавателя и на 1 мастера производственного обучения, до 25 и 24,5 соответственно;

 доведение среднеобластного значения показателя количества обучающихся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, приходящихся
 на 1 преподавателя и на 1 мастера производственного обучения, до 20,5 и 110 соответственно;

 обеспечение условий подготовки обучающихся
 в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и работодателей не менее чем в 90 процентах государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации 78265 человек на базе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования граждан, занятых
 на рынке труда;

 разработка и внедрение модели непрерывного профессионального образования в 100 процентах региональных отраслевых ресурсных центров;

 создание и внедрение модели интегрированной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов и системы сертификации их квалификации с участием социальных партнеров не менее чем в 50 процентах государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 ежегодный рост чи сла многоуровневых образовательных комплексов, созданных на ассоциативной основе,
 не менее чем на 5 процентов;

 подготовка не менее 97 процентов выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
 в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования и тарифно-квалификационных характеристик;

 предоставление возможности 100 процентам обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования пользоваться при обучении новыми технологиями, в том числе информационными;

 ежегодное обеспечение переподготовки и повышения квалификации не менее 20 процентов педагогических кадров государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

 100-процентное наличие у мастеров производственного обучения уровня рабочей квалификации не ниже присваиваемой выпускникам;

 100-процентный охват детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся
 в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, мерами социальной поддержки;

 ежегодный рост числа участников Всероссийских олимпиад профессионального мастерства, Всероссийских фестивалей, конкурсов самодеятельного творчества не менее чем на 10 процентов;

 разработка и реализация в 100 процентах государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных минобразованию области, воспитательных систем;

 вовлечение не менее 80 процентов обучающихся
 во внеурочную деятельность;

 повышение доли выпускников ФГАОУ ВПО ЮФУ, трудоустроившихся по полученной специальности,
 до 80 процентов;

 ежегодное увеличение доли охвата одаренных детей, участвующих в мероприятиях, проводимых ФГАОУ ВПО ЮФУ, до 7 процентов;

 материальное стимулирование (выплата премий) ежегодно 100 молодых ученых ФГАОУ ВПО ЮФУ
 за инновационную деятельность;

 выплата именных стипендий Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области ежегодно
 40 аспирантам, адъюнктам и 150 студентам, курсантам вузов, расположенных на территории области

Система
 организации контроля
 за исполнением Программы

-

минобразование области:
 ежеквартально направляе т в министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области отчет о финансировании и освоении проводимых мероприятий Программы, а также по запросу министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области - статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, необходимую для выполнения возложенных на него функций;

 ежегодно, в сроки, установленные Порядком принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, сроками разработки прогноза социально-экономического развития области, составления проекта областного бюджета и прогноза консолидированного бюджета Ростовской области на плановый период, в министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области - отчеты о ходе работ по Программе, а также
 об эффективности использования финансовых средств.
 Отчеты о ходе работ по Программе по результатам
 за год и за весь период действия Программы подлежат утверждению постановлением Администрации Ростовской области не позднее одного месяца до дня внесения отчета об исполнении областного бюджета
 в Законодательное Собрание Ростовской области.
 Оценка эффективности Программы осуществляется
 в соответствии с Методикой оценки эффективности Областной долгосрочной целевой программы "Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2013 годы" (приложение N 1 к Программе)