В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области составляет 38868,4 километра, в том числе автомобильных дорог федерального значения - 713,8 километра, регионального и межмуниципального значения - 7490,0 километра, местного значения - 8006,0 километра, протяженность улично-дорожной сети муниципальных образований, находящихся в муниципальной собственности, - 22658,6 километра.
Автомобильные дороги подвержены влиянию окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляются изменения параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущие к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущие за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции дорог и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.
Недофинансирование дорожной отрасли в условиях постоянного роста интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества неотремонтированных участков, увеличению количества участков с уровнем загрузки выше нормативного и участков с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием, на которых необходимо проведение реконструкции.
Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (общего пользования) в Ростовской области, не отвечающих нормативным требованиям, в 2008 году составляла 34,4 процента. Аналогичные показатели соседних субъектов Российской Федерации составляют: Республика Калмыкия - 50 процентов; Краснодарский край - 48,1 процента; Ставропольский край - 19,8 процента; Астраханская область - 30 процентов; Волгоградская область - 32 процента; Воронежская область - 11 процентов. Средний показатель по Южному федеральному округу - 39,1 процента.
Доля автомобильных дорог местного значения (общего пользования) в Ростовской области, не отвечающих нормативным требованиям, в 2008 году составляла 50,2 процента.
Для улучшения показателей по Ростовской области необходимо увеличение средств, выделяемых на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог. По расчетам, выполненным для Ростовской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" применительно к Южному федеральному округу, для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог ежегодно требуется более 19 млрд. рублей, для межпоселковых автомобильных дорог местного значения - более 17 млрд. рублей.
Вместе с тем, с учетом сложной финансово-экономической обстановки областным бюджетом на 2009 год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения предусмотрено 2,227 млрд. рублей (11,7 процента от норматива).
С 2010 года планирование расходов на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения будет осуществляться на принципиально новой основе путем их расчета на основании соответствующих нормативов. С учетом ограниченной доходной базы областного бюджета единовременный переход на планирование по нормативам в полном объеме не представляется возможным, поэтому будет действовать поэтапный переход на вышеуказанные нормативы. Механизм перехода на финансирование содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения по нормативам денежных затрат будет определен постановлением Администрации Ростовской области с указанием этапов и сроков перехода.
Опережение темпов роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования.
Для обеспечения прогнозируемых объемов автомобильных перевозок требуются реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию.
Свыше трети протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
По состоянию на 1 января 2009 года 39 процентов мостовых сооружений на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе на 58 (14 процентов) сооружениях состояние не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта (ремонтонепригодные мосты) и требуется их реконструкция или строительство новых мостов.
На строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, доведение их уровня загрузки до нормативных требований уже сегодня необходимо свыше 25 млрд. рублей при ежегодном финансировании - 4-5 млрд. рублей. В целом на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения ежегодно требуется около 24 млрд. рублей с учетом финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания по нормативу.
Себестоимость грузоперевозок, осуществляемых по автомобильным дорогам, имеющих транспортно-эксплуатационные показатели, не соответствующие нормативным требованиям, повышается, а безопасность движения ухудшается.
278 населенных пунктов Ростовской области не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования, в них проживает свыше 26 тыс. человек. На решение этой проблемы необходимо более 8 млрд. рублей.
Учитывая вышеизложенное, в условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог и сооружений на них.
Применение программно-целевого метода в развитии автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области позволит системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов и координировать усилия бюджетов всех уровней.
Реализация комплекса программных мероприятий сопряжена со следующими рисками:
риск ухудшения социально-экономической ситуации в стране, что выразится в снижении темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновении бюджетного дефицита, сокращении объемов финансирования дорожной отрасли;
риск превышения фактического уровня инфляции по сравнению с прогнозируемым, ускоренный рост цен на строительные материалы, машины, специализированное оборудование, что может привести к увеличению стоимости дорожных работ, снижению объемов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования;
риск задержки завершения перехода на финансирование работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог в соответствии с нормативами денежных затрат, что не позволит в период реализации Программы существенно сократить накопленное отставание в выполнении ремонтных работ автомобильных дорог общего пользования и достичь запланированных в Программе величин показателей.