Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.05.2002 г. N 159 "О Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 годы (утратило силу с 19 мая 2007 года)

4.7. Формирование нового хозяйственного механизма безопасного и рационального природопользования

Основными элементами нового хозяйственного механизма, ориентированного на безопасное и рациональное природопользование и обеспечивающего решение важнейших задач и целеустановок Стратегии перехода республики к устойчивому развитию, являются следующие.

1. Организационно - правовые условия эффективной реализации всей совокупности экологических и социально - экономических мер с помощью использования действенной системы стимулов и санкций в области природопользования, предусматривающей:

платность природопользования, включающую в себя плату за пользование природными ресурсами и плату за все виды загрязнения окружающей среды (платежи за нормативные, сверхнормативные и залповые выбросы);

стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий; (в) увеличение доли использования вторичных ресурсов;

повышение степени утилизации отходов;

создание и последовательное применение системы воздействующих на наиболее экологически опасные производства экономических инструментов, включающей экологические акцизы на товары повышенного уровня загрязнения, налоги на крупные предприятия добывающего сектора, вызывающие негативные и крупномасштабные изменения природной среды; (е) экологическое страхование.

2. Ведение экологического зонирования Байкальской природной территории на следующих принципах:

выделение зон с режимом особого природопользования; (б) строгая территориальная привязка зон;

охранительный принцип, дающий гарантии долговременной работоспособности природного потенциала;

принцип устойчивого (сбалансированного) развития территории, гарантирующий права местного населения на достойную жизнь.

3. Система лимитирования и лицензирования природопользования, включающая в себя:

систему экологических регламентаций, норм и правил, обеспечивающих соблюдение специальных режимов хозяйствования по зонам;

систему экологической экспертизы; систему лимитирования выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов.

4. Экологический мониторинг с помощью сети наблюдательных пунктов и пунктов обработки данных с информационными системами на базе единой для Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей региональной вычислительной сети.

5. Система экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

6. Система методов экономической оценки негативных экологических воздействий хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и хозяйственных комплексах.

7. Эффективные системы управления природоохранной деятельностью на предприятиях (экологический менеджмент), в том числе соответствующие международным стандартам серии ISO 14000. Введение экологических паспортов предприятий с включением в их состав показателей по соответствующим лучшим мировым технологиям и реального плана выхода на такие показатели.

8. Системы экологического контроля, оповещения и действий в чрезвычайных ситуациях.

9. Система массового экологического образования и воспитания, нацеленного на активную пропаганду и укоренение в массовом сознании идей устойчивого развития.

10. Научно - технические исследования, ориентированные на решение задач устойчивого развития.

11. Общественные экологические движения и неправительственные организации, участвующие в решении экологических проблем и осуществлении экологического контроля и мониторинга.

В целом по каждому хозяйственному комплексу республики должен вестись постоянный мониторинг его техногенного воздействия на окружающую природную среду с помощью таких показателей, как объемы забора свежей воды; объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; объемы сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты; доли в производстве: (а) экологически опасных отраслей и производств, (б) экологически чистых отраслей и производств, (в) экологически безопасных производств. На основе указанных частных показателей с помощью интегральных индикаторов должны определяться: (1) общий уровень техногенного воздействия каждого хозяйственного комплекса на окружающую природную среду и (2) оценки денежного выражения ущерба, нанесенного окружающей среде. Одним из важнейших источников экологического мониторинга в республике должна стать обязательная экологическая отчетность предприятий.

Для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, воспроизводству природных ресурсов, компенсации причиненного природопользователем вреда, а также на случай непредвиденных расходов создается единая система экологических фондов. Источниками формирования фондов являются: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений; суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения; средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и юридических лиц; инвалютные поступления от иностранных юридических лиц и граждан.