Основными элементами нового хозяйственного механизма, ориентированного на безопасное и рациональное природопользование и обеспечивающего решение важнейших задач и целеустановок Стратегии перехода республики к устойчивому развитию, являются следующие.
1. Организационно - правовые условия эффективной реализации всей совокупности экологических и социально - экономических мер с помощью использования действенной системы стимулов и санкций в области природопользования, предусматривающей:
платность природопользования, включающую в себя плату за пользование природными ресурсами и плату за все виды загрязнения окружающей среды (платежи за нормативные, сверхнормативные и залповые выбросы);
стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий; (в) увеличение доли использования вторичных ресурсов;
повышение степени утилизации отходов;
создание и последовательное применение системы воздействующих на наиболее экологически опасные производства экономических инструментов, включающей экологические акцизы на товары повышенного уровня загрязнения, налоги на крупные предприятия добывающего сектора, вызывающие негативные и крупномасштабные изменения природной среды; (е) экологическое страхование.
2. Ведение экологического зонирования Байкальской природной территории на следующих принципах:
выделение зон с режимом особого природопользования; (б) строгая территориальная привязка зон;
охранительный принцип, дающий гарантии долговременной работоспособности природного потенциала;
принцип устойчивого (сбалансированного) развития территории, гарантирующий права местного населения на достойную жизнь.
3. Система лимитирования и лицензирования природопользования, включающая в себя:
систему экологических регламентаций, норм и правил, обеспечивающих соблюдение специальных режимов хозяйствования по зонам;
систему экологической экспертизы; систему лимитирования выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов.
4. Экологический мониторинг с помощью сети наблюдательных пунктов и пунктов обработки данных с информационными системами на базе единой для Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей региональной вычислительной сети.
5. Система экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
6. Система методов экономической оценки негативных экологических воздействий хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и хозяйственных комплексах.
7. Эффективные системы управления природоохранной деятельностью на предприятиях (экологический менеджмент), в том числе соответствующие международным стандартам серии ISO 14000. Введение экологических паспортов предприятий с включением в их состав показателей по соответствующим лучшим мировым технологиям и реального плана выхода на такие показатели.
8. Системы экологического контроля, оповещения и действий в чрезвычайных ситуациях.
9. Система массового экологического образования и воспитания, нацеленного на активную пропаганду и укоренение в массовом сознании идей устойчивого развития.
10. Научно - технические исследования, ориентированные на решение задач устойчивого развития.
11. Общественные экологические движения и неправительственные организации, участвующие в решении экологических проблем и осуществлении экологического контроля и мониторинга.
В целом по каждому хозяйственному комплексу республики должен вестись постоянный мониторинг его техногенного воздействия на окружающую природную среду с помощью таких показателей, как объемы забора свежей воды; объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; объемы сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты; доли в производстве: (а) экологически опасных отраслей и производств, (б) экологически чистых отраслей и производств, (в) экологически безопасных производств. На основе указанных частных показателей с помощью интегральных индикаторов должны определяться: (1) общий уровень техногенного воздействия каждого хозяйственного комплекса на окружающую природную среду и (2) оценки денежного выражения ущерба, нанесенного окружающей среде. Одним из важнейших источников экологического мониторинга в республике должна стать обязательная экологическая отчетность предприятий.
Для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, воспроизводству природных ресурсов, компенсации причиненного природопользователем вреда, а также на случай непредвиденных расходов создается единая система экологических фондов. Источниками формирования фондов являются: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений; суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения; средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и юридических лиц; инвалютные поступления от иностранных юридических лиц и граждан.