Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.05.2002 г. N 159 "О Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 годы (утратило силу с 19 мая 2007 года)

4.1.7. Развитие туризма и санаторно-рекреационной сферы

Имеющиеся природно-рекреационные ресурсы республики Бурятия, их размер и качество, а также потенциальная значимость туристической отрасли для экономики региона, позволяют позиционировать будущий туристско-рекреационный комплекс как международный, ориентированный в первую очередь на иностранного туриста. Соответственно, туристическое предложение комплекса должно соответствовать лучшим мировым аналогам и должно состоять из всех возможных видов развлечений, отдыха, спорта и других услуг, которые будут являться источниками дохода круглогодично. В основе предложения высокого сезона лежат спортивный, приключенческий и экологический туризм, являющиеся основными направлениями, привлекающими туристов в Республику Бурятия. В основе межсезонных предложений лежат бизнес-туризм, культурный и религиозный туризм. Всесезонное предложение может быть представлено SPA-курортом, оздоровительными предложениями, сферой развлечений.

В значительной степени формирование современной индустрии туризма зависит от  государственной поддержки развития экологически безопасных форм и видов рекреационной деятельности посредством создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в соответствии с Федеральным Законом от 03 июня 2006 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", разработки и реализации федеральной целевой программы по развитию туризма в регионе озера Байкал.

Цели создания туристско-рекреационной ОЭЗ в Республике Бурятия вытекают, прежде всего, из российских приоритетов, связанных с созданием благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в России, эффективным использованием богатейших туристско-рекреационных ресурсов и повышением конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта.

Это позволит реализовать сценарий развития республики на основе туризма, причем туристско-рекреационный комплекс может стать источником прорывного системного роста экономики республики.

Создание зоны  позволит задействовать механизм привлечения  крупных инвестиций на основе государственно-частного партнерства. И немаловажное, обеспечит регулируемое, экологически безопасное развитие туризма на озере Байкал, являющегося Участком Всемирного природного наследия.

Потенциальными участками для создания туристско-рекреационной ОЭЗ являются три ключевых участка, расположенных в наиболее живописных местностях на побережье озера Байкал.

В центральной части восточной прибрежной территории озера Байкал расположен участок в районе озера Бычье. Центральная часть этой территории представлена горным массивом, отделенным эрозионной долиной р. Хаим. Максимальные абсолютные отметки рельефа этих горных массивов составляют около 1800 м, склоны которых обладают всеми необходимыми условиями для создания горнолыжных трасс с использованием естественного ландшафта.

Близость озера Байкал и озера Котокель обеспечивает мягкий климат и позволяет максимально продлить горнолыжный сезон. Местность может использоваться для организации экстремальных спусков на горных лыжах и сноубордах. Создание горного всесезонного курорта мирового класса в этой подзоне направлено на обеспечение комфортного проживания и полноценного отдыха людей с разным достатком.

Подзону в районе мыса Безымянный отличают байкальские песчаные дюны с редким по цвету красноватым песком, заливы и бухты, сосновый и смешанный лес, горные рельефы, многочисленные реки и озера создают прекрасные условия для развития зимних и активных видов туризма.

Одним из преимуществ подзоны является близость минерального источника и лечебных грязей, на базе которых функционирует первый на Байкале и широко известный курорт Горячинск. Подзона располагает благоприятными условиями для развития приключенческого, горнолыжного, спортивного, круизного, экологического, а также рыбалки и SPA туризма.

Следующая подзона - "Сухая - Заречье" представляет спокойное, тихое и благодатное место. Именно в этих краях был создан Энхалукский заказник, где сохраняются популяции лося, изюбря, косули.

Рядом находится пресноводная дельта реки Селенга - ключевая орнитологическая территория Азии. Мелкопесчаные берега озера удобны для причаливания судов.

Особый микроклимат прекрасно способствует профилактике и излечению аллергических заболеваний, а в термальном источнике  можно купаться даже зимой. В близлежащих окрестностях находится несколько экскурсионных объектов, в том числе Свято-Преображенский Посольский монастырь - уникальный памятник истории, культуры и архитектуры Забайкалья  18-ого века, который восстанавливается под патронажем Министерства иностранных дел России.

Природные условия и рельеф предгорий позволяют развивать спортивный, приключенческий, экологический, рыболовный, пляжный, круизный, горнолыжный туризм.

Для успешного, гармоничного развития туризма на Байкале требуется создание комфортабельной туристской инфраструктуры. По предварительным оценкам специалистов, общий объем требуемых инвестиций в инфраструктуру составляет около 12,5 млрд. рублей в течение 5 лет со стороны государства и 5,6 млрд. рублей - со стороны частных инвесторов.

Затраты на дорожное строительство и дальнейшую эксплуатацию дорог составляют около 40% от общей потребности в инвестициях на инфраструктуру. Не менее затратной является организация постоянного воздушного сообщения, связанного со строительством и реконструкцией аэропортов и вертолетных площадок (18% затрат).

Реализация намечаемых круизных маршрутов потребует восстановления существовавших ранее и строительства новых морских портов и причалов (10% затрат).

Очень важно, чтобы туризм на Байкале был экологически ориентированным в долгосрочной перспективе. Это требует развитой электроэнергетики, связи и современных телекоммуникаций. Только совершенные системы водоснабжения, новые технологии очистки, на  разработку и внедрение которых требуется до 20% всех затрат, обеспечат устойчивость развития туризма в нашем регионе.

Важнейшей составной частью инфраструктурного обеспечения развития туризма для Бурятии, как и в целом для России, является подготовка квалифицированных кадров в сфере обслуживания, особенно в гостиничном секторе. Организация современного туристско-рекреационного комплекса требует разработки программы подготовки кадров, включающей создание специализированных кафедр на существующей университетской базе, создание собственных тренинговых центров, приглашение иностранных специалистов и стажировки местных специалистов в других странах.

Вклад ОЭЗ в Стратегию перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию.

При создании туристско-рекреационной особой экономической зоны туристическая отрасль может стать реальным локомотивом экономики Республики Бурятия.

1. Создание туристско-рекреационной ОЭЗ позволит к 2031 г. достигнуть 1 млн. прибытий.

2. Туризм - отрасль с высокой добавленной стоимостью, поэтому прогнозируется при среднегодовом росте прибытий в 10% рост вклада туризма в ВРП - в 17%.

3. При допущении сохранения текущих темпов роста ВРП Республики Бурятия (6% в год) доля туристической отрасли в ВРП достигнет 6,1%, доля экономики туризма в ВРП - 21,5% (при рассмотрении мультипликативного эффекта - 3,5 раза).

4. Создание 4,6 тыс. рабочих мест в туристической отрасли и 16 тыс. новых рабочих мест в экономике туризма к 2025 году, средняя месячная заработная плата будет составлять 14 тыс. руб.

5. Бюджетная эффективность характеризуется растущим высокими темпами потоком налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты. Увеличение поступлений в федеральный бюджет и внебюджетные фонды к 2035 году на 20% (766 млн. руб. в год). Рост налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты Республики Бурятия на 26% (1073 млн. руб. в год).

В итоге, создание туристско-рекреационной особой экономической зоны будет способствовать улучшению состояния окружающей среды в регионе за счет развития экологически безопасных производств; выравниванию республики по степени обеспеченности и качеству предоставляемых населению социальных услуг; повышению занятости населения, что, в свою очередь, снизит социальную напряженность в республике и обеспечит рост реальных доходов населения.