Существенным фактором решения социально - экономических и экологических проблем республики, связанных с ее переходом к устойчивому развитию, может стать межрегиональное сотрудничество. В настоящее время оно осуществляется на основе соглашений по торгово - экономическому сотрудничеству с Правительством Москвы и 35 регионами России, в том числе с ближайшими соседями - Иркутской, Читинской областями, Республикой Саха (Якутия). В целях укрепления межрегиональных связей республика имеет свои представительства на Дальнем Востоке, в Санкт - Петербурге, Москве.
Первостепенное значение для республики имеет сотрудничество, осуществляемое в рамках Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" и "Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья". В рамках этих, равно как и в других действующих в России в настоящее время ассоциаций, разрабатываются модели устойчивого социально - экономического и культурного развития России и ее регионов. Так, ассоциацией "Центральная Россия" подготовлена Концепция устойчивого развития Центральной России, а ассоциацией "Черноземье" создан региональный аналитический центр по проблемам безопасности и устойчивого развития. Республика будет использовать опыт, накопленный в других регионах в области методологии разработки и практической реализации программ устойчивого развития.
Действенными направлениями межрегионального сотрудничества, призванного способствовать объединению усилий и ресурсов регионов в целях решениях насущных проблем их социально - экономического развития, представляются следующие.
(1) Создание различных совместных структур. Это могут быть межрегиональные фонды страхования частных инвестиций от некоммерческих рисков; инвестиционные компании, ориентированные на специализированные сегменты региональных рынков и на наиболее крупные региональные проекты; совместные фонды социально - экономического развития; залогово - страховые фонды поддержки региональных проектов и программ; международные сертификационные и маркетинговые центры с привлечением квалифицированных отечественных и зарубежных фирм и специалистов и выходом на их базы данных.
В рамках этого направления следует, опираясь на опыт ряда российских регионов, обеспечить сотрудничество с российскими регионами и, прежде всего, с регионами Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья в области развития рынка ценных бумаг.
(2) Развитие ассоциативных форм межрегиональной интеграции товаропроизводителей, которые начали формироваться в рамках крупных экономических районов и при содействии межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, в частности таких, как агропромышленные и промышленные корпорации, межрегиональные акционерные общества, финансово - промышленные группы.
(3) Реализация совместных интеграционных проектов, в первую очередь, на базе сотрудничества с регионами Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья. Для обеспечения государственной поддержки финансирования таких проектов регионы могли бы создать объединенный Бюджет развития и объединенный Банк развития. Другим инструментом их реализации могут быть гарантии по кредитам для инвестиционных проектов, предусмотренные федеральным Бюджетом развития. В рамках совместной реализации таких проектов заинтересованные субъекты Федерации создают наблюдательно - попечительский совет в целях привлечения к указанным проектам внебюджетных средств. Минэкономразвития России вместе с регионами отбирает наиболее перспективные проекты межрегионального характера и помогает им оформить эти проекты как государственный заказ с предоставлением определенных имущественных прав этим регионам для получения необходимых гарантий.
Совместные интеграционные проекты могли бы стать основой для формирования в регионах Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья системы крупных территориально - производственных комплексов общегосударственного значения.
(4) Создание постоянно действующих и сезонных международных ярмарок - выставок, в том числе продукции предприятий военно - промышленного комплекса.