В рамках перехода к устойчивому развитию приоритетное развитие получит агропромышленное производство, обусловленное тем, что именно в этой сфере заложены значительные резервы устойчивого развития республики, которые оказывают воздействие на социально - экономические процессы, и выходят далеко за рамки собственно агропромышленного производства.
Основной целью развития АПК республики в предстоящей перспективе является выход из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства. Это должно привести к повышению жизненного уровня сельского населения, улучшению социальных условий жизни на селе, более полному удовлетворению потребностей населения республики в продуктах питания собственного производства.
Решение задач по обеспечению подъема агропромышленного комплекса республики будет осуществляться в рамках республиканских целевых программ по развитию АПК республики Бурятия до 2010 года по следующим направлениям:
- организационное реформирование сельскохозяйственных, обслуживающих предприятий и низкоэффективных и нежизнеспособных звеньев предприятия;
- развитие различных видов и форм кооперации, включая сельскохозяйственную производственную кооперацию, базирующуюся на личном трудовом участии, объединении имущественных и земельных паев; кооперацию крестьянских (фермерских) хозяйств для совместной обработки земли и выполнения других работ; сельскохозяйственную потребительскую кооперацию с целью создания и развития инфраструктуры обслуживания мелкотоварного сектора производства, путем объединения ЛПХ, К(Ф)Х в сельскохозяйственные потребительские кооперативы для организации системы закупа, сбыта, переработки сельскохозяйственной продукции, произведенной в личном подворье и крестьянских (фермерских) хозяйствах, технического, ветеринарного и прочего обслуживания, предоставления консультационных, снабженческих и других услуг; кредитно-страховую кооперацию для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитами (займами) за счет собственных и заемных средств;
- развитие агропромышленной интеграции путем передачи сельскохозяйственным товаропроизводителям акций приватизированных предприятий с переходом к ним контрольного пакета акций; вторичной эмиссии акций; продажи контрольных пакетов акций сельскохозяйственным товаропроизводителям по льготным ценам; добровольного преобразования акционированных предприятий в кооперативные;
- последовательное реформирование земельных отношений посредством выдачи земельным собственникам свидетельств на право собственности; заключения договоров пользователей земельных участков со всеми собственниками земельных долей; поэтапного создания системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость; развития системы земельного кадастра; формирования механизма рыночного оборота земли; расширения практики аренды земли и совершенствования механизма ее правового регулирования; создание эффективного механизма для широкого внедрения залога земли;
- широкая государственная поддержка развития АПК республики, предусматривающая, в частности, агрономическое и ветеринарное обслуживание отдельных групп сельскохозяйственных товаропроизводителей, поставку им племенного скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования по лизингу; развитие сети машинно - технологических станций для обработки земельных участков граждан и оказания других услуг; реструктуризацию долгов реформируемых предприятий перед бюджетами республики и внебюджетными фондами, выделение им бюджетных средств на разработку инвестиционных проектов, предоставление гарантий по инвестиционным кредитам и ряда налоговых льгот.
Структурные преобразования агропромышленного производства в республике будут осуществляться в соответствии с общими требованиями устойчивого развития, предполагающими такое развитие, которое обеспечивает надежное снабжение населения продовольствием и его продовольственную безопасность без ущерба окружающей природной среде. Обусловленная этими требованиями экологизация хозяйственной деятельности в сфере АПК должна происходить поэтапно.
На первом этапе предстоит приостановить процессы деградации земельных ресурсов и природной среды в целом, масштабы которых весьма значительны. Так, в результате нерегламентированного использования земельных ресурсов и несоблюдения технологий рационального землепользования в сельском хозяйстве более 60% агроландшафтов эродировано водной эрозией и дефляционными процессами. Суммарная протяженность оврагов от линейной эрозии составляет на территории Бурятии более 9000 километров, на более чем 140 тыс. га образовались движущиеся пески в виде дюн и барханов. В последние годы в республике около 30% почв агроландшафтов перешло в разряд бросовых, а из сельскохозяйственного оборота выведено 145 тыс. га пашни.
В связи с этим в республике намечается проведение широкомасштабных фитомелиоративных работ на сильно деградированных почвах - залужение, закустаривание, создание лесонасаждений. Предполагается разработать систему мероприятий по рациональному использованию естественных и культурных пастбищ, активному воздействию на пастбища с целью восстановления и коренного улучшения не удовлетворяющих по своей ценности участков (культурно - технические факторы: дискование, подсев трав, обводнение или осушение, удобрение).
На втором этапе будут осуществляться мероприятия, способствующие активизации процессов самовосстановления окружающей природной среды в результате существенного снижения на нее общего уровня антропогенной нагрузки. При этом основное внимание будет уделено внедрению качественно новых агропромышленных технологий, поскольку дальнейшее развитие сферы АПК путем совершенствования существующих технологий наталкивается на объективные ограничения: низкую естественную продуктивность сельскохозяйственных угодий, ограниченные возможности вовлечения в хозяйственный оборот новых земельных участков, высокий уровень эродированности сельскохозяйственных угодий, экологические ограничения сельскохозяйственной деятельности в пределах бассейна оз. Байкал, низкую эффективность экономических регуляторов природопользования.
На основе новых технологий в центральной экологической (и частично буферной) зоне оз. Байкал целесообразно развитие так называемого органического производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции предприятий индустрии детского питания для обеспечения потребителей как на территории республики, так и за ее пределами. Развитие получающего в последние годы все более широкое распространение за рубежом этого альтернативного направления агропромышленного производства, исключающего применение искусственных удобрений и ядохимикатов, в республике будет координироваться с мероприятиями по реализации Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 г. Этой Концепцией предусматривается выделение экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем, в первую очередь, предприятия по производству детских продуктов.
Наряду с этим, в республике в сфере агропромышленного производства будут осуществляться эффективные инвестиционные проекты, базирующиеся на применении передовых ресурсосберегающих и природощадящих технологий и направленные на применение экологически чистых методов защиты растений от болезней и вредителей, преимущественно биометодами; создание новых типов сельскохозяйственной техники, обеспечивающей применение почвозащитных технологий и новых методов возделывания сельскохозяйственных культур; создание производственных комплексов по принципу замкнутого цикла, обеспечивающих глубокую степень переработки и безотходного использования сельскохозяйственного сырья; использование биотехнологических приемов в утилизации отходов АПК и других отраслей промышленности для производства удобрений, кормов и иной продукции.
Для решения основных задач по развитию агропромышленного комплекса республики предусматривается реализация инвестиционных проектов, перечень которых содержится в таблице 6.