Республика Бурятия входит в число субъектов Российской Федерации, официально относящихся к высокодотационным регионам. Безвозмездные перечисления из федерального бюджета составляют порядка 50 - 55% всех доходов консолидированного бюджета республики.
В период 2001 - 2005 гг. собственные доходы консолидированного бюджета республики покрывали расходы в среднем на 45%. Это примерно на 40 процентных пунктов ниже, чем в среднем по субъектам Российской Федерации.
Наибольшая доля в контингенте бюджетных доходов приходится на налоговые доходы. Отраслевая структура контингента налоговых доходов Республики Бурятия достаточно устойчивая. Среди отраслей - лидеров находятся: Промышленность, Транспорт, Строительство, Торговля.
Отрасли экономики | Уд. вес отрасли в налоговом контингенте , % | Среднеарифметическое значение налоговых поступлений от 1 рубля ВДС по отрасли, руб. |
1. Промышленность | 33% | 0,235 |
2. Сельское хозяйство | 1,1% | 0,016 |
3. Транспорт | 14,2% | 0,128 |
4. Связь | 1,7% | 0,33 |
5. Строительство | 10,0% | 0,226 |
6. Торговля и общественное питание | 9,4% | 0,109 |
7. Операции с недвижимым имуществом | 0,2% | 0,008 |
8. Общая коммерческая деятельность | 0,3% | 0,221 |
9. ЖКХ | 2,6% | 0,093 |
10. Прочие отрасли | 27,7% | 0,135 |
Итого | 100,0% | 0,166 |
Как и в целом по России и по всей макрозоне "Дальний Восток и Забайкалье", развитие Республики Бурятия, начиная с 1999 года, характеризуется новой тенденцией - тенденцией относительного роста практически по всем наиболее важным общеэкономическим и социальным индикаторам.
В тоже время, необходимость повышения финансовой самодостаточности региона диктуется обязательствами органов исполнительной власти по выполнению и финансированию в полном объеме своих полномочий по созданию благоприятной среды для проживания и реализации преобладающей части жизненных потребностей и интересов населения.
Кроме того, финансовая самодостаточность резко повышает возможности республики по стимулированию собственного экономического развития, привлечению инвесторов, поддержке развитию малого предпринимательства.
Оценки перспективного развития республики выполнялись в ряде документов Правительства. В частности, в утвержденном Правительством РБ прогнозе социально - экономического развития республике на 2006 - 2008 годы, ежегодный прирост ВРП в 2006-2008 годах составит 6,7 - 6,8% по первому варианту и 8,2 - 8,5% - по второму варианту.
По оптимистическому варианту прогноза в 2008 году ВРП Республики Бурятия достигнет 127,5 млрд. руб., что составит 134,9% к уровню 2004 года (в сопоставимых ценах).
Определяющими факторами роста ВРП будут рост промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, транспорта Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме ВРП составит в 2008 году 56,0-56,5%.
При сохранении темпов роста валового регионального продукта на уровне прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу 2006-2008гг., уровень дотационности консолидированного бюджета Республики Бурятия до 2015 г. составит 24,4% (или снизится на 25% к уровню 2005 года).
Параметры | Прогноз, млн.руб. | |||||||
2006 г. | 2008 г. | 2010 г. | 2015 г. | |||||
1* | 2* | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Расходы консолидированного бюджета РБ | 156640 | 1566,0 | 16640,0 | 16640,0 | 17616,0 | 17616 | 20056,0 | 20056 |
Налоговые платежи в консолидированный бюджет РБ | 8 068,8 | 8 516,2 | 8 750,5 | 9 812,9 | 9 432,3 | 11276,19 | 11 136,6 | 15236,97 |
Валовой региональный продукт РБ | 75 011,4 | 76 673,7 | 83 544,4 | 88 688,3 | 92 077,5 | 101970,8 | 113410,2 | 136866,9 |
Коэффициент дотационности консолидированного бюджета РБ, % | 50,0% | 47,1% | 48,7% | 42,2% | 47,5% | 36,8% | 45,1% | 24,4% |
* Варианты:
1 - Инерционный сценарий развития экономики РБ
2 - Сценарий развития экономики РБ с использование темпов роста по прогнозу социально-экономического развития РБ на 2006-2008гг.
Одним из наиболее важных направлений перспективного развития Республики Бурятия является освоение минерально-сырьевого комплекса, где наиболее значимыми проектами являются Озерное (свинцово-цинковый концентрат) и Назаровское (концентрат колчедана) месторождения.
При реализации только этих проектов снижение дотационности Республики Бурятия к 2015 году оценивается к уровню 2005 года в 12,3% (до 39,7%).
Также одним из стратегических приоритетов развития республики является создание на территории оз.Байкал современного высокоэффективного туристского комплекса, обеспечивающего возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.
Инвестиции на развитие туризма в Республике Бурятия на период 2006-2015 годы всего 31,5 млрд.руб., в т.ч.:
- инвестиции из федерального бюджета (15351,1 млн. руб.), а именно, дорожное строительство - 12574,2 млн. руб., модернизация Улан-Удэнского аэропорта - 1778,4 млн. руб., выполнение экологических требований - строительство очистных сооружений и санитарная очистка туристических объектов - 998,5 млн. руб.
- инвестиции из республиканского и местных бюджетов (2247,6 млн. руб.)
- частные инвестиции (13942,4 млн. руб.), приобретение воздушных судов, проекты в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, частично объекты культурно-досуговой сферы, объекты туризма, электроснабжение.
При реализации данного сценария ожидается снижение дотационности к 2015 году до 40,4% (или на 12,5% к уровню 2005 года).
Расчет дотационности консолидированного бюджета Республики Бурятия с учетом развития туристко-рекреационного комплекса