Важную роль в экономическом развитии республики в предстоящей перспективе будет играть международное сотрудничество. При этом особое внимание будет уделено дальнейшему развитию сотрудничества с ближайшими соседями республики - Монголией и Китаем, Республикой Корея, а также с государствами СНГ (Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Украина).
Сегодня республика имеет значительные резервы в области развития межрегионального и приграничного сотрудничества с Монголией и Китаем. Правовую основу такого сотрудничества создает проект межправительственного Соглашения между Россией и Китаем "О приграничном сотрудничестве", подготовленном межрегиональной ассоциацией "Дальний Восток и Забайкалье". В нем определяются перечень приграничных районов субъектов Федерации, подпадающих под режим приграничной торговли, списки товаров, на которые распространяется льготный таможенный режим, особенности режима зоны приграничной торговли.
Представляется целесообразным разработать аналогичный проект Соглашения между Российской Федерацией и Монголией. К такому проекту могут быть привязаны и давно существующие планы формирования свободной таможенной зоны "Кяхта - Алтан - Булаг" с вводом в эксплуатацию международного автоперехода "Кяхта".
Необходимо также продолжать поиски путей развития эффективного делового сотрудничества с зарубежными партнерами, предусматривающего привлечение внешних ресурсов и авторитетных зарубежных компаний к реализации перспективных инвестиционных проектов в области разработки минерально - сырьевых ресурсов, ресурсов лесохозяйственного комплекса, переработки биологического и лекарственного сырья, пушно - мехового производства, машиностроения, связи, международного туризма. Эта работа уже принесла свои плоды: ОАО "Бурятзолото" предоставлен иностранный кредит в размере 25 млн. долл.
В свете задач Стратегии перехода республики к устойчивому развитию особое внимание будет уделено направлениям международного сотрудничества, связанным с намечаемым осуществлением в Бурятии экологически ориентированной структурной перестройки и охраной окружающей среды. Первостепенное значение будет придаваться развитию сотрудничества по сохранению экосистемы оз. Байкал. Интерес международной общественности к сотрудничеству в этой области весьма велик. Достаточно сказать, что в последние годы осуществлено около 40 международных проектов по Байкалу с общим финансированием свыше 20 миллионов долларов. Это только крупные проекты, не считая малых грантов.
Важную роль в реализации инвестиционных проектов может сыграть сотрудничество республики с международными экономическими и финансовыми организациями, такими, как Мировой банк, Международная финансовая корпорация (МФК), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Проект Европейского сотрудничества по техническому содействию странам СНГ (Тасис), Международный инвестиционный банк (МИБ), Международное бюро экономического сотрудничества (МБЭС).
Одной из важных задач экспортной политики республики является всемерное стимулирование развития хозяйственной кооперации предприятий региона с зарубежными и российскими партнерами на основе долгосрочных соглашений о совместном производстве, субподряде и договорной специализации, а также других форм делового партнерства. Главная цель подобной кооперации заключается в организации ориентированного на республиканский, российский и внешний рынки производства конкурентоспособной продукции на базе использования образцов и технологий, получаемых от партнеров в рамках договоров.
В рамках формирования правовой базы развития международного сотрудничества в республике будут приняты меры по принятию Закона Республики Бурятия "О залоге" и подготовке реестра объектов государственной собственности, предоставляемых в концессию. В связи с принятием Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. предстоит доработать и принять закон о стимулировании иностранных инвестиций в Республике Бурятия.